Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.6. Подходы мыслителей эпохи Просвещения (конец XVII в. - середина XVIII в.)

  Просвещение явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени. Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм, требовали вернуться к естественной, неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом.
  Взгляды на психологию мыслителей эпохи Просвещения кратко представлены в табл. 3.

Таблица 3. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения на происхождение и структуру души

Таблица 3. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения на происхождение и структуру души

Таблица 3. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения на происхождение и структуру души

  Уильям Гарвей открыл кровообращение: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось. Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов Рене Декарт видел нервную систему в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»). Внешний импульс приводит эти «духи» в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. С другой стороны, мышление рассматривается как единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует. Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией. Таким образом, по Декарту машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и «желаниями» сознание - это независимые друг от друга сущности (субстанции). Как же они сосуществуют в целостном человеке? Решение, которое предложил Декарт, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Иначе говоря, принцип работы тела - рефлекс, а принцип работы души - рефлексия (от лат. «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи.
  Бенедикт Спиноза считал, что имеется единая, вечная субстанция - Природа - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два - протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек - целостное телесно-духовное существо. В труде «Этика» Спиноза поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения.
  Готфрид-Вильгельм Лейбниц считал, что мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. «монос» - единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу, в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту - апперцепции, включающей внимание и память. Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Лейбниц впервые обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью.
  Томас Гоббс отверг душу как особую сущность. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма (от лат. «рацио» - разум): источником познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм (от лат. «эмпирио» - опыт), положения которого стали основой эмпирической психологии.
  Джон Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни, является «чистой доской» (tabula rasa). Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду с идеями, которые «доставляют» органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как внутренним восприятием деятельности нашего ума. Другими словами, объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта. Из этого отчетливо разъясненного Локком постулата возникло современное понимание предмета психологии.
  Давид Гартли сформулировал подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни. Учение об ассоциации Гартли базируется на учении о вибрации: он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, ос новой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по мнению Гартли, являются основой памяти человека, причем от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, а слабые следы вообще не осознаются. Исследуя психику, Гартли пришел к выводу, что она состоит из нескольких элементов - ощущений (которые являются вибрацией органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе при отсутствии реального объекта) и чувств (отражающих силу вибрации). При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом, Гартли попытался объяснить самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, считая, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли - ассоциация слова и движения.
  Джордж Беркли считал первичными не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания; т. е. источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.
  Дэвид Юм полагал, что понятие о причинности - не более чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект - это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

 
© www.txtb.ru