Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.7. Психологические взгляды французских просветителей

  В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Столь же оптимистичными были и предположения о заложенных в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства.
  Французские мыслители были самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума. Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были прежде всего Вольтер (1694-1778) и Кондильяк (17151780). Последний предложил образ «статуи», которая поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (например, обонятельное), как начинает действовать вся психическая механика. Как только один запах сменяется другим, сознание готово получить все то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк - рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание; сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу, и т. д.
  Жюльен Ламетри (1709-1751) предложил образ «человека-машины» в одноименном трактате. Из него явствовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины.
  Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Поль Анри Гольбах (1723-1789) и Дени Дидро (1713-1784) отстаивали принцип возникновения духовного мира из мира физического. Они трактовали наделенного психикой человека- машину как продукт внешних воздействий и естественной истории. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. При этом под способностями понималась возможность выполнять определенную деятельность на высоком уровне, но совершенно не учитывалась быстрота и легкость обучения. Естественно, что в результате Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения.
  Жан-Жак Руссо (1712-1778) утверждал, что человек от природы добр, но его чудовищно испортила цивилизация. Необходимость следовать естественному ходу развития природы самого ребенка, т.е. внутренней гармоничности и естественности в развитии человека, учитывать индивидуальные различия детей. С другой стороны/, по Руссо, существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития. Исходя из этого, Руссо создал первую развернутую периодизацию развития.
  Пьер Кабанис (1757-1808) высказал формулу, согласно которой мышление - функция мозга. Ему было поручено выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания (о чем могут свидетельствовать, например, конвульсии). Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно; движения обезглавленного тела имеют, по его мнению, рефлекторный характер и не осознаются, ибо сознание - функция мозга. Понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам, распространялось, таким образом, и на работу головного мозга.

 
© www.txtb.ru