Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.4. Эмоциональная сфера

  Главными компонентами структуры личности являются эмоции и мотивы. Традиционно эти два аспекта рассматриваются отдельно. Тем не менее, современная нейрофизиология показала, что ответственные за них нервные структуры расположены в мозгу млекопитающих очень близко друг к другу: такие побуждения, как голод или жажда, программируются в гипоталамусе, а центры эмоций, например, гнева, находятся в определенных участках лимбической системы, которая тесно связана с гипоталамусом.
  Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции и тем теснее они между собою срастаются. Между прочим, оба термина происходят от одного и того латинского глагола movere, что в переводе означает двигаться; в самом деле, если наши потребности толкают нас к действию, то и наши эмоции часто лежат в основе наших поступков.
  Основное состояние экстравертированного сознания - это активное бодрствование; именно оно обеспечивает человеку связь с внешним миром, постоянно перерабатывая поступающие сигналы. Активация нашего организма основывается на двух процессах - на мотивации и восприятии, которые на уровне экстравертированного сознания неразрывно связаны друг с другом. Без мотивации любое восприятие становится бесполезным. Так бывает с людьми в минуты глубокой задумчивости, с людьми в коме или на пороге смерти. К тому же следует отметить, что осознание внешнего мира, связанное с мотивацией, не бывает нейтральным: оно всегда окрашено нашими эмоциями и чувствами, которые определяют наше понимание сигналов и их контекста.
  Таким образом, можно говорить о мотивационно-эмоциональной активации личности.
  Эмоции - это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Можно также определить эмоции как отражение мозгом человека (или животных) какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Если вероятность удовлетворения маленькая, то возникает отрицательная эмоция, если большая - то положительная.
  На основании дарвиновского понимания эволюции можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого совершенного приспособления животных к окружающей среде. Действительно, эмоции - это универсальный критерий выживаемости организма: они в первую очередь являются сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Они производят моментальную интеграцию всех функций организма (когда мы ощущаем сильную боль, то делаем все, чтобы ее избежать). Другими словами, эмоции - это сильный внутренний сигнал.
  Эмоции могут выполнять в жизни человека следующие функции:
  • интегральная оценка отражаемого содержания или ситуации (хорошо/плохо);
  • побуждение, активация (мобилизация всех сил организма, подготовка тела к физической активности - бегству при опасности, силовым проявлениям при агрессии, расслаблению в комфорте);
  • дезорганизация (нарушение произвольной деятельности);
  • регуляция накопления и реализации индивидуального опыта (мы стараемся избегать неприятных ситуаций заранее);
  • экспрессия (обеспечение невербальной коммуникации, помощь в общении); мы лучше воспринимаем ту информацию, которая подается с чувством, а не монотонно.
  Предложены различные классификации эмоций. С.Л. Рубинштейн выделил три основных уровня эмоций:
  • элементарные физические чувствования (связаны в основном с организмом);
  • предметные чувства (интеллектуальные, эстетические и моральные);
  • обобщенные чувства (юмор, ирония, чувство возвышенного или трагического).
  По силе проявления эмоции классифицируютя следующим образом:
  • аффект - это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Аффект перехватывает инициативу у личности и сам управляет действиями;
  • страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. В страсти присутствует волевой момент стремления; она собирает и направляет силы на что-то одно;
  • настроение - общее эмоциональное состояние личности. Оно не предметно, а личностно. Это не специальное переживание, а общее состояние, бессознательная оценка того, как складываются у личности обстоятельства.
  Эмоции могут выражаться внешними движениями (мимика, пантомимика, поза, осанка, поступки и т.д.), телесными проявлениями (плач, смех, потение, побледнение и т.д.), а также еще более глубокими изменениями гуморального характера. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передать свои переживания другим людям, информирование о своем состоянии. Согласно общепринятой оценке, только 10 % информации передается по вербальному каналу, а около 90 % - по невербальному, т.е. через эмоциональные проявления.
  По какой части лица мы можем получить наибольшее количество информации об эмоциональном состоянии человека? Традиционный ответ - по глазам - неверен; больше всего информации дают губы и подбородок, затем брови и лоб и только на третьем месте - глаза. Нос в этом случае служит только ориентиром на центр лица.
  Эмоциональность является врожденной, но аффекты и, тем более, чувства, развиваются в ходе жизни. Показателем высшего развития эмоций служит включение в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.). Кроме того, эмоциональная реакция зависит от уровня умственного развития личности: чем выше этот уровень, тем легче человек может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего он ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию (такое поведение описывается понятием «воспитанный человек»). Однако очень немногие люди способны сохранять невозмутимое спокойствие всегда: чаще всего их поведение определяется социальным контекстом (дома - одно, на работе - другое).

 
© www.txtb.ru