Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1. Что изучает психология

  Слово «психология» имеет в своем составе два греческих корня: psyche - душа и logos - наука, знание. Своим названием и первым определением психология обязана красивой греческой легенде.
  Бессмертный Эрот, сын богини Афродиты, влюбился в смертную девушку Психею. Афродита, недовольная этим, сделала все возможное, чтобы их разлучить. Но любовь Психеи была настолько велика, что это произвело глубокое впечатление на других богов и богинь, и они помогли Психее выполнить все требования Афродиты. Более того, Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные были соединены навеки, а Психея стала символом души, ищущей свой идеал.
  Хотя предметная область психологии, наверно, интуитивно понятна каждому, строгое определение психологии как науки дать затруднительно. В широком смысле можно сказать, что психология изучает внутренний мир человека, то есть мир субъективных, душевных явлений. Этот же круг проблем отражает также целый ряд других дисциплин - логика, педагогика, философия, физиология, наконец, литература и искусство. Что же выделяет психологию из этого ряда?
  Во-первых, психология изучает преимущественно ориентировочные функции душевных явлений: анализ проблемной ситуации - построение внутреннего (мысленного) плана действий - контроль за ходом его выполнения.
  Примером может служить акт дыхания. В обычных условиях этот акт регулируется только физиологически, то есть внепсихически. Однако, когда в комнате становится слишком душно, или есть угроза нехватки воздуха, или его состав неблагоприятен, возникает проблемная ситуация, и регуляция дыхания переводится в область психики: мы оцениваем факторы ситуации, устанавливаем их связь, намечаем путь решения (открыть окно, выйти из комнаты, надеть противогаз и т.д.) и выполняем это решение. Как только опасность устранена, дыхание вновь регулируется физиологически.
  Каждому человеку изучение психологии дает объективную характеристику собственной личности, ее резервов и ограничений. Рассмотрим простой пример. Человек выходит из дома, собираясь добраться до института. Он рассчитывает время, деньги и физические ресурсы, чтобы решить эту задачу оптимальным образом. Наверняка, он не будет всю дорогу бежать бегом, жалея свои физические силы. В то же время он выходит в жизнь, стремясь преуспеть в ней, и первым делом организует бизнес, «как все» - а дело не идет: он не может организовать взаимодействие с людьми. Отсюда - не только финансовые потери, но и нервные срывы, депрессии и прочие явления. То есть большинство людей совершенно не жалеет свои психические ресурсы, более того, зачастую не знает и не пытается их узнать.
  Во-вторых, хотя физиологической основой психологических закономерностей является деятельность механизмов центральной нервной системы и, в частности, головного мозга, однако психика есть сложная система с большим количеством иерархических уровней. Количество выявляемых уровней постоянно растет. Например, еще 10 лет назад мозг рассматривался как мощный компьютер, а сейчас есть основания считать, что мозг - это большая сеть, в которой единичным компьютером является каждый нейрон (а их в центральной нервной системе - от 10 до 30 млрд.). Поэтому психология, в отличие от смежных дисциплин, изучает поведение человека на системном уровне.
  Педагогам и родителям изучение психологии помогает понять, что происходит в душах детей и вообще обучаемых, оказывать им необходимую психологическую поддержку, правильно организовывать процесс обучения.
  Деловым людям знание психологии позволяет принимать решения, в том числе самые ответственные, с учетом психологического состояния партнеров, воздействовать на их симпатии и антипатии в желаемом для себя направлении. Примерами могут служить все ситуации продажи, переговоров, разрешения конфликтов.
  Инженерам психология предоставляет базу для оптимальной организации взаимодействия «человек - машина», в частности, «человек - компьютер».

 
© www.txtb.ru