Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Введение

  Психология человека как научно-теоретическая и практическая область в настоящее время вызывает все более возрастающий интерес в различных слоях общества. Это связано с нынешними общеполитическими и социально-экономическими условиями жизни, в которых человек как субъект деятельности должен найти адекватные времени способы и средства профессиональной и личностной реализации.
  Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобрели большой размах. Компьютеры входят практически во все области человеческой практики, преобразовывая при этом не только отдельные действия, но и деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы и характеристики человека.
  При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (устройствами, программным обеспечением, новыми видами средств коммуникаций) происходит опосредование деятельности новыми знаковыми системами и средствами. Исследователи говорят о трансформации и усложнении высших психических функций, о появлении психических функций, характеризующихся работой не только со знаками, но и с целыми знаковыми системами в процессе изучения и работы с новыми информационными технологиями.
  О.К. Тихомиров и Л.Н. Бабанин выделили задачи, требующие использования психологических знаний при работе с информационными технологиями:
  • психологическая экспертиза систем искусственного интеллекта;
  • усовершенствование моделей психики;
  • проблема разработки диалоговых систем для организации взаимодействия человека с компьютером и др.
  В психологическом изучении взаимодействия человека с информационными технологиями можно выделить два направления: с одной стороны, изучение того, как усовершенствовать работу человека с компьютером и какие проблемы при этом возникают, а с другой стороны, как изменяется человек, приспосабливаясь к работе в новой знаковой среде. Изучение психологических фактов и последствий применения информационных технологий относится именно ко второму направлению исследований.
  На настоящий момент проведено большое количество психологических исследований проблематики взаимодействия человека с новыми информационными технологиями. Изучены феномены потребности в «общении» с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, необходимость антропоморфного интерфейса, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности и зависимостей и многие другие.
  Проблема психологических последствий информатизации также привлекает пристальное внимание исследователей. Например, Б. Шнейдерман в своей книге «Психология программирования» поднимает вопрос об ответственности создателей программного обеспечения за последствия их применения. Еще одним примером негативных последствий компьютеризации является опасность аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями (письмо Министерства образования РФ «Об информационной культуре»). Перечисленные примеры - не единственные варианты негативного влияния информационных технологий на психическое состояние людей, такого рода последствий имеется достаточно много.
  При исследовании психологических последствий компьютеризации достаточно часто рассматриваются навыки, конкретные действия, отдельные психические процессы (М. Коул, С. Пейперт, О.К. Тихомирова). При этом глобальные личностные изменения либо упускаются из вида, либо изучаются в теоретическом плане.
  В нестоящем учебном пособии предпринята попытка описать влияние информатизации общества как на отдельные психические свойства и функции человека, на закономерности возникновения, развития и функционирования психических явлений, так и на глобальные личностные изменения.

Назад

 
© www.txtb.ru