Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


9.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным предприняло серию экономических реформ, направленных на завершение создания в России индустриальной цивилизации и ее основы - рыночных отношений.
  Первым шагом реформ, стал отпуск цен 2 января 1992 года. В результате были обесценены деньги на счетах предприятий и вклады примерно 75 миллионов граждан России в Сбербанке. Однако эти меры позволили окончательно легализовать рыночные отношения, насытить потребительский рынок, предпринять попытку структурной перестройки промышленности.
  Платой за такое начало реформы стала инфляция, темпы которой достигали в отдельные моменты 15-20 процентов в месяц. В итоге, ни Е.Т. Гайдару (председатель правительства РФ в июне - декабре 1992 г.), ни В.С. Черномырдину (председатель правительства РФ с декабря 1992 г. по март 1998 г.) не удалось стабилизировать рубль по отношению к доллару США, в котором стали вестись основные расчеты. В стране наблюдался спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50%, что превысило уровень падения экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Отрицательно сказался обвальный разрыв связей с бывшими республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Был потерян единый технологический цикл промышленности.
  Кроме того Российская Федерация взяла на себя выплату долга СССР западным государствам, солидная доля которого тратилась до 1991 г. на окраинах империи. Не способствовало укреплению экономического положения России политика открытости границ, которая привела к тому, что через бывшие окраины СССР хлынул поток сырья и, особенно, металлов, спровоцировав падение цен на мировом рынке.
  В 1994 г. была завершена начатая в 1993 г. ваучерная приватизация, руководителем которой стал А. Б. Чубайс. Приватизация в настоящее время признается неудавшейся большинством исследователей. Никаких доходов от нее государство не получило. За все время чековой приватизации в бюджеты всех уровней поступил лишь 1 триллион рублей. Это в два раза меньше доходов от приватизации, проведенной в такой крохотной стране, как Венгрия. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были проданы за 7,2 млрд. долларов. Например, завод им. Лихачева со стоимостью основных фондов не менее 1 млрд. долларов был продан за 4 млн. долларов США.
  Вместо того чтобы не допускать банкротства предприятий, Федеральное управление имуществом распродавало за бесценок пакеты акций предприятий-должников. Богатства страны плавно перетекли в руки узкого круга лиц. Приватизационный чек (ваучер) не был сделан именным, что дало возможность отдельным финансовым группам скупить их по низким ценам у части населения или обещанием огромных дивидендов выманить чеки через различные фонды и за бесценок скупить дорогостоящие предприятия.
  Изменение формы собственности не привело к росту эффективности производства и финансовому оздоровлению экономики. Под непосредственным влиянием приватизации ухудшились такие области социального состояния, как сфера быта и услуг, медицинское обслуживание, транспортное обеспечение и др.
  В результате разгосударствления собственности в стране появилась, или легализовалась, экономическая элита, представляющая собой социально активную группу населения, обладающую политическим весом, экономической властью и финансовым могуществом, но не способная воспринять идею создания социально ориентированной рыночной экономики.
  Чековая приватизация превратила в неимущих большинство населения и, вместе с тем, освободила государство от ответственности за созданную при его попустительстве сеть различных «пирамидальных» компаний, то есть таких, в которых дивиденды акционерам выплачиваются за счет следующих вкладчиков. Деятельность «финансовых пирамид» завершилась крахом большинства из них и серией скандалов, наиболее громким из которых было дело АО «МММ». Только в г. Москве от различных финансовых афер пострадали более 2 млн. человек. Тем самым приватизация углубила социальный пессимизм населения.
  В результате экономического развития в постперестроечный период возникло противоречие между формированием рыночной инфраструктуры на производстве, в финансовой сфере, созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики.
  В первые годы после образования России уровень жизни населения страны резко снизился, затем начал весьма медленно и неравномерно повышаться и до сих пор еще не достиг уровня 1990 г. Главные причины подобной ситуации заключаются, по-видимому, в следующем.
  1. Распад в 1991 г. Советского Союза на 15 независимых государств привел к резкому разрыву многолетних экономических, политических, культурных и других связей не только между странами, но и между отдельными предприятиями, организациями и людьми.
  2. В бывшем Советском Союзе удельный вес военной экономики был несоразмерно велик. Поэтому начиная с 1991 г. перед руководством страны встала задача обеспечить переход экономики от административно-плановой к рыночной, с множеством форм собственности и устранением чрезмерной милитаризации экономики.
  3. Руководство России в 1991 г. решило провести требуемые радикальные преобразования экономики не плавно, а одним скачком. В соответствии с этим была осуществлена массовая приватизация большей части государственной собственности и отпущены в «свободное плавание» цены на все товары и услуги. Это привело к катастрофическим последствиям - гиперинфляции (более 1000% в год) и захвату многих ведущих предприятий и отраслей страны некомпетентными, а в ряде случаев и преступными людьми.
  Вследствие совокупности указанных и других факторов в экономике страны наступил полный развал, произошла резкая дифференциация слоев населения - относительно небольшая группа крупных владельцев предприятий и отраслей, удерживающая в своих руках основные денежные капиталы, и подавляющая масса внезапно обнищавших людей.
  Тяжелым для экономики был 1998 год. Премьер-министр С. Кириенко попытался сбалансировать бюджет государства, положил конец финансовым госпирамидам. Однако в августе 1998 г. Россию потряс сильнейший финансовый кризис, вызванный мировым финансовым кризисом и резким падением мировых цен на нефть. В результате резко поднялся курс доллара США, а потребительские цены в стране выросли за тот год на 80%. Материальное положение подавляющего большинства граждан России значительное ухудшилось.
  В последующие годы положение несколько улучшилось и стабилизировалось: курс доллара в течение 1999 г. повысился на 23%, за 2000 г. - на 3% и достиг 28 руб. за 1 долл. В конце 2003 г. курс доллара держится на уровне 30 руб. за 1 долл. США. При этом потребительские цены выросли за 1999 г. примерно на 40%, а за 2000 г. - на 20%.
  Однако до настоящего времени уровень жизни населения остается достаточно низким. В среднем по стране ниже прожиточного минимума живет около 30% граждан России.
  Значительно ухудшились в стране показатели здоровья населения. Средняя продолжительность жизни в России остается достаточно низкой: в 1999 г. она составляла 67,02 года, в том числе городского населения - 67,46 года, сельского - 65,77 года. Для сравнения: средняя продолжительность жизни в Швеции - 79,5 лет, в Великобритании - 77 лет, в США - 76,5 дет, в Японии - 80,5 лет.
  В 1999 г., согласно официальной статистике, в России насчитывалось 2439 тыс. человек, больных алкоголизмом.
  Большую опасность для россиян представляет быстрое нарастание заболевания ВИЧ/СПИДа. Так, по данным еженедельника «Аргументы и факты» (2000, № 50, декабрь.), за 2000 г. количество ВИЧ- инфицированных людей увеличилось на 60% и достигло 70 тыс. человек, т.е. примерно 48 человек на 100 тыс. жителей. При этом наиболее поражены ВИЧ-инфекцией были следующие субъекты России (на 100 тыс. жителей): Иркутская область - 301 человек; Калининградская область - 288; Московская область - 286; Тюменская область - 178; Ханты-Мансийский АО - 156; Тверская область - 115 и г. Москва - 106 человек.
  Поскольку далеко не все население проходит обследование на ВИЧ-инфекцию, реальное число больных может быть в несколько раз больше. Правда, пока ВИЧ-инфекция перешла в стадию заболевания СПИДом у небольшого числа людей (около 400 чел.) и большинство заразилось лишь недавно, но через 5­10 лет число заболевших может возрасти в сотни раз. Поэтому уже в настоящее время Россия должна принять активное участие в борьбе народов мира с пандемией ВИЧ/СПИДа.
  Система образования России в 1999 г. развивалась в условиях сокращения объема финансирования, ухудшения условий деятельности образовательных учреждений, низкой оплаты труда преподавателей. Охват детей от 1 до 6 лет дошкольными учреждениями сократился с 66,4% в 1990 г., до 55,5% в 1995 г. и до 53,5% в 1999 г. В 2000 г. число неграмотных среди населения старше 10 лет составляло в России 0,6%, и страна по этому показателю занимала 22-е место среди стран мира.
  Из-за финансовых трудностей и особенностей приватизации в сложном положении оказалась наука России. Были свернуты научные исследования в фундаментальных и прикладных отраслях, закрылись десятки отраслевых НИИ, десятки тысяч ученых вынуждены были уехать за рубеж, перейти в бизнес или другие отрасли. Многие остались без работы или оказались на грани нищенского существования. Созданный в предыдущие годы потенциал науки был в значительной степени подорван. Отдельным научным коллективам, благодаря грамотному управлению, удалось все же включиться в рынок, что сохраняет надежду на возрождение научного потенциала страны.
  В последние годы в экономике наметилась некоторая стабилизация, начал уменьшаться внешний долг РФ, составлявший на 1 января 2001 г. 144,4 млрд. долларов, несколько повысился уровень жизни населения, однако процесс оздоровления экономики идет медленно и мучительно.

 
© www.txtb.ru