Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


9.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  В 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о независимости Российской Федерации. 17марта 1991 г. был учрежден пост Президента Российской Федерации, и в том же году первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. В течение 1990-1991 гг. о своей независимости объявили ряд республик СССР, и Советский Союз прекратил свое существование. 12 декабря 1993 г. была принята Конституция России, которая существует и ныне.
  Со времени распада Советского Союза Россия переживает переходный период. Советская система оказалась, в конечном счете, несостоятельной и развалилась, а новая система еще не сформировалась и не доказала своей эффективности.
  В середине 1992 года в правящих верхах России начались серьезные разногласия. Депутаты съезда и Верховного Совета России, недовольные экономической политикой правительства Е. Т. Гайдара, требовали ее корректировки. Однако сам Б.Н. Ельцин пользовался доверием депутатов и сумел добиться предоставления ему широких полномочий, вплоть до права издания Указов, носящих законодательный характер. Был нарушен принцип разделения властей, что сказалось на дальнейших событиях. Реальной властной силой становятся советники и аппарат Президента. Во второй половине 1992 г. в оппозицию Ельцину переходит вице-президент А.В. Руцкой, к нему примыкают Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин.
  Конфликты по частным вопросам переросли в резкую конфронтацию, обострившую ситуацию в стране. Оппозиция обвиняла Президента в забвении интересов народа, в распродаже национального богатства, в коррупции. Под ее давлением Е.Т. Гайдар ушел с поста руководителя правительства, а на его место пришел глава крупнейшей экспортной корпорации РАО «Газпром» B.C. Черномырдин. В январе 1993 г. Б.Н. Ельцин предложил Верховному Совету заключить конституционное соглашение и прекратить полемику, однако этот призыв не был поддержан его оппонентами.
  Весной 1993 г. Б.Н. Ельцин подготовил решение и обратился к народу с предложениями о конституционной реформе, изменении сроков выборов и выяснения меры доверия народа обеим ветвям власти. Но эти идеи были отвергнуты Верховным Советом, который был поддержан Конституционным судом и руководством Прокуратуры России. Однако Ельцин сумел провести через Съезд народных депутатов решение о проведении референдума о доверии Президенту, который состоялся в апреле 1993 года. Большинство участников референдума высказались в поддержку Б.Н. Ельцину. Успех Президента был обусловлен тем, что многие люди в стране воспринимали политический конфликт как личное противостояние Ельцина и Хасбулатова. К личности последнего в обществе сложилось в целом негативное отношение. Рост конфронтации в стране выразился в массовых манифестациях в Москве и других городах, которые закончились столкновениями с милицией и жертвами среди их участников.
  21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин издает Указ о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 года. Верховный Совет и большинство Съезда отказались подчиняться и, заявив о низложении Б.Н. Ельцина, провозгласили Президентом А.В. Руцкого и сформировали свое правительство. В ответ Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России. На защиту избранного демократическим путем парламента собрались его сторонники, в том числе с оружием в руках. Неоднозначно восприняли действия Ельцина в регионах. Большинство субъектов Федерации и многие партии высказались за одновременные выборы парламента и Президента. Когда стало ясно, что политическим путем Б.Н. Ельцину не удастся добиться успеха, произошли вызывающие массу вопросов события 3-4 октября 1993 года.
  По призыву лидера ортодоксальной коммунистической организации «Трудовая Москва» В.И. Анпилова 3 октября 1993 г. манифестанты пошли на прорыв блокады Белого дома, затем состоялись странный, с выборочный погромом расположенных там офисов, штурм здания мэрии г. Москвы на Новом Арбате и столкновения у телецентра «Останкино». По участникам и многочисленным зрителям событий вели огонь неизвестные снайперы, ни один из которых не был пойман. Армия колебалась, только элитные ее части, которым была выплачена зарплата и обещан ряд льгот, 4 октября 1993 г. расстреляли из танков Белый дом и разогнали парламент. По официальным данным во время этих событий погибло около 150 человек.
  Существует два противоположных взгляда на события октября 1993 года. Одни считают, что Президент Б.Н. Ельцин расправился с мятежниками, «красно-коричневыми» и откровенными фашистами во имя торжества демократии и защиты реформ. Их оппоненты утверждают, что Б.Н. Ельцин осуществил конституционный переворот, разогнав законно избранный Парламент, и совершил преступление, санкционировав убийство сотен граждан России.
  Для подавляющего большинства населения страны было ясно: в октябрьских событиях 1993 г. не было ни победителей, ни побежденных. Это была общенародная трагедия, явившаяся следствием антинародной политики недальновидных политиков.
  События 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом России были ликвидированы советы всех остальных уровней.
  Еще до октябрьских событий Б.Н. Ельцин начал готовить новую Конституцию. Созданное по образцу Государственного совещания 1917 г., Конституционное совещание летом 1993 г. приступило к подготовке проекта, который был утвержден на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. За основу были взяты конституционные принципы 1905-1907 гг., дающие колоссальные полномочия Президенту в исполнительной и законодательной областях. Даже активные в прошлом сторонники Ельцина, из числа радикальных демократов, назвали президентскую республику в России после декабря 1993 г. «президентской монархией».
  В соответствии с Конституцией 1993 г., Российская Федерация есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Краткое содержание Конституции России сводится к следующим положениям.
  Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
  Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть через органы государственной власти. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
  Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности. Применяются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  Земля и другие природные ресурсы охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
  Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть осуществляют президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды России.
  Государственную власть в субъектах России осуществляют образованные ими органы государственной власти.
  Признается и гарантируется местное самоуправление. Его органы не входят в систему государственной власти России.
  Признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Признаются политические многообразие и многопартийность.
  Общественные объединения равны перед законом.
  Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
  Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.
  Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  Президент России является главой государства. Он избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
  Президент России:
  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства Российской Федерации;
  • по предложению Председателя правительства России назначает на должности и освобождает от должности заместителей Председателя правительства России и федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов России, а также кандидатуру Генерального прокурора России, назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности России;
  • формирует администрацию Президента России;
  • является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России;
  • издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции России.
  Федеральное Собрание (согласно Конституции 1993 г. - парламент России) является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года.
  Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов в Государственную Думу устанавливается федеральным законом.
  К ведению Совета Федерации относятся:
  • утверждение указа Президента России о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение об использовании Вооруженных Сил России за пределами ее территории;
  • назначение выборов Президента России и отрешение его от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов России;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России.
  К ведению Государственной Думы относятся:
  • дача согласия Президенту России на назначение Председателя правительства России;
  • решение вопроса о доверии правительству России;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента России для отстранения его от должности.
  В Государственную Думу вносятся законопроекты. Федеральные законы принимаются Думой и одобряются Советом Федерации.
  В случае неодобрения закона последний возвращается в Государственную Думу и считается принятым, если при повторном голосовании в Думе за его принятие проголосует не менее двух третей ее депутатов.
  Правительство Российской Федерации является исполнительной властью в России, состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров, выполняет следующие функции:
  • разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • осуществляет проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, а также защищенности прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка;
  • издает соответствующие постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
  Судебная власть России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, независимы и действуют только согласно Конституции России и федеральным законам.
  Конституционный Суд России, состоящий из 19 судей, решает дела о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов органов власти, конституций республик, а также законов и нормативных актов субъектов России и др.
  Верховный Суд России является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и иным делам, подлежащим судам общей юрисдикции, осуществляет надзор за их деятельностью.
  Высший Арбитражный Суд России является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, и осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
  Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются федеральным законом.
  Местное самоуправление в России обеспечивает возможность самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
  Выборы в Федеральное собрание проходили 12 декабря 1993 года. В условиях, когда наиболее радикальные коммунистические и национальные организации не могли после октябрьских событий активно участвовать в выборах, по партийным спискам победу одержала либерально-демократическая партия В.В. Жириновского, который в 1991-1993 гг. различными скандалами привлекал к себе внимание общества. Обещая разобраться сразу и окончательно с обидчиками простых людей и «навести порядок», В.В. Жириновский активно апеллировал к национальным чувствам русского народа.
  Как выборы в Федеральное Собрание, так и череда местных выборов на протяжении 1994 г. показали, что население страны разочаровано в результатах реформ и отказывает в доверии представителям демократических партий. Даже в Петербурге, который всегда был оплотом демократов, на выборах ноября 1994 г. коммунисты получили значительную часть голосов.
  Сложными оставались национальные отношения в России. Из 90 субъектов федерации, в более чем в 80 доля русского населения превышает половину жителей. Однако в национальных республиках власть оказалась в руках местной национальной партийной бюрократии, искусственно выращенной в советское время. Для сохранения своей власти они активно отстаивали права своих территорий, и прежде всего - на часть выручки от продажи сырья и энергоносителей, Особенно ярко это проявилось в деятельности властей Татарстана и Якутии. Первым при поддержке местных национальных движений удалось добиться заключения особого договора с Федеральной властью. Одновременно был заключен Федеральный договор, по которому национальные формирования получили больше прав в сравнении с российскими областями. В республиках ухудшилось положение русского населения, активизировался бытовой национализм. Ответом стало активное голосование русских, проживающих в республиках, за В.В. Жириновского, обещавшего ввести в стране губернское административное деление.
  У Федеральных властей отсутствовала продуманная национальная политика, что особенно отрицательно сказалось на Кавказе: например в ходе конфликта осетинов и ингушей из-за пригородного района г. Владикавказа. Это проявилось и в событиях в Чеченской республике.
  Напомним, что Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. Ее территория была поделена между Ставропольским краем, Дагестанской АССР, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. Лишь 9 января 1957 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР». В соответствии с Указом 16 августа 1956 г. «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» Чечено-Ингушской АССР вернули почти все отторгнутые в 1944 г. земли.
  В сентябре 1991 г. разогнав, несмотря на протесты бывшего Верховного Совета Российской Федерации, законно избранные органы власти, при молчаливом попустительстве части президентского окружения в Москве, к руководству в Чечне пришел генерал Д.М. Дудаев, который провозгласил Чечню независимой. К этому же времени относится разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики - на Чечню со столицей в Грозном и Ингушетию со столицей в Назрани. Практически Ингушетия осталась в стороне от военных действий, хотя и ее коснулись эти события. На ее территории были размещены и до сегодняшнего дня находятся огромная масса беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших территорию Чечни, где развернулись активные военные действия.
  В Чечне, где господствует родоплеменная доиндустриальная форма цивилизации, основанная на делении чеченцев на тейпы (роды), утвердился открыто криминальный режим. Пользуясь попустительством властей в Москве, Дудаев захватил значительную часть имущества и вооружений российских войск в Чечне, вплоть до авиации. Президент Ельцин после переворота, осуществленного Дудаевым, более полутора лет наблюдал за тем, как этот режим, объявивший отделение Чечни от России, активно вооружается и готовится к войне. Было упущено время, что и привело к столь трагическим последствиям.
  В декабре 1994 г. Б.Н. Ельцин секретным указом обязал бывшего в тот период министром обороны П. Грачева восстановить конституционный порядок в Чечне. Однако военная операция оказалась абсолютно непродуманной, она затянулась на многие годы.
  Денежные средства для ведения военных действий дудаевцы получали как за счет махинаций с нефтепродуктами, так и из-за рубежа. Эта помощь, как правило, шла через общественные и мусульманские организации. Как наиболее активные отмечаются: «Всемирное исламское возрождение» (Саудовская Аравия), «Народный фронт Азербайджана», «Серые волки» (Турция, Азербайджан), «Исламский мир», «Братья мусульмане» (Египет, Иордания) и многие другие организации. Большую помощь дудаевцы получили с территории Турции, Египта, Иордании, Ирака, Саудовской Аравии, Омана, Афганистана, Азербайджана, Таджикистана. Только из Саудовской Аравии в сентябре 1995 г. боевикам Чечни было отправлено 10 млн. долларов, собранных различными общественными и религиозными организациями в Ираке, Иордании и в самой Саудовской Аравии.
  Против войны в Чечне, унесшей десятки тысяч человеческих жизней, активно выступали как многие жители страны, так и целый ряд политических деятелей. Чеченская война и ее последствия породили в обществе немало негативных явлений. Одним из этих явлений стало в последние годы отрицательное отношение к военной службе со стороны призывной молодежи.
  Учитывая внутреннюю и международную реакцию на войну в Чечне, президентом России Б.Н. Ельциным в конце марта 1996 г. была обнародована программа по умиротворению в Чечне, состоящая из семи конкретных направлений. Хотя российское правительство и приступило к реализации этой программы, однако военные действия в Чечне продолжались, нанося огромный ущерб экономике страны, унося жизни людей.
  После избрания в 2000 г. Президентом России В.В. Путина, положение в Чеченской Республике начинается постепенно меняться в лучшую сторону. Налаживается процесс строительства органов государственной власти; восстановление народного хозяйства, разрушенного войной; решение социально­экономических и других проблем, направленных на всеобъемлющее улучшение жизнедеятельности этой республики. Однако ситуация в Чечне продолжает оставаться все же сложной.
  Немало проблемам встало перед Российской Федерацией и во внешней политике. Международное положение России является достаточно сложным в связи с тем, что после распада СССР нарушилось равновесие сил на глобальном уровне и начал утверждаться «новый мировой порядок» под руководством преимущественно одной сверхдержавы — Соединенных Штатов Америки. В этих условиях России вынуждена активно укреплять свое положение на международной арене.
  После распада СССР на его территории возникли 15 независимых государств. В связи с отсутствием законодательного оформления границ практически между всеми новыми государствами сразу же возникли территориальные споры. Кроме разногласий между Украиной и Россией по поводу Крыма, Севастополя все еще существует свыше 30 пограничных территорий, которые могут быть поводом для политических осложнений. Достаточно сложными являются отношения России с прибалтийскими государствами. Правительства государств Прибалтики и ряда других стран СНГ взяли курс на вытеснение русских. В итоге несколько миллионов русскоязычных жителей бывших советских республик были вынуждены переселиться в Россию. В целях оказания реальной помощи нашим соотечественникам, не по своей воле оказавшимся за границей, правительством Российской Федерации в мае 1996 г. было принято постановление «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом», в котором определены как общие, так и конкретные задачи по реализации этой крайне необходимой программы.
  Постепенно интеграционные процессы внутри СНГ начали набирать свои обороты. В конце марта 1996 г. в Москве между президентами России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции в экономической и гуманитарной областях. В принципе этот договор породил создание единого экономического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействие различных форм собственности. По этому договору предусматривалось, что к компетенции совместно созданных этими странами органов относится, в частности, определение общей политики и непосредственное управление во многих областях сотрудничества.
  Между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией достигнуты договоренности о свободе выбора и упрощенном порядке получения гражданства; о свободном въезде и выезде; введении единых стандартов социальной защиты; выравнивании условий пенсионного обеспечения, уровней пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Однако многие из этих важных позиций остаются все еще на бумаге.
  Следующим более серьезным шагом на пути интеграции СНГ явилось подписание в Москве президентами России и Белоруссии 2 апреля 1996 г. договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией. На протяжении последних лет довольно активно осуществляется сотрудничество между Россией и Белоруссией. Приняты совместные документы, заметно расширяющие и углубляющие сферы сотрудничества наших двух стран. В 2001 г. в связи пятилетием договора Президенты России В. Путин и Белоруссии А. Лукашенко подтвердили намерения своих государств на углубление нашего сотрудничества.
  В 1999 г. завершился определенный этап российской истории, снизанный с президентством Б.Н. Ельцина, деятельность которого на посту руководителя государства оценивается в российском обществе неоднозначно, вплоть до категорического непризнания чего-либо позитивного в его деятельности. После ухода Ельцина новым Президентом России становится В.В. Путин, которому пришлось действовать в исключительно сложных внутриполитических и международных условиях.
  Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде.
  В 1975 году закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета и по распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985-1990 годах находился в служебной командировке в ГДР. 20 августа 1991 года подал рапорт об увольнении из органов государственной безопасности.
  В 1990 г. стал советником председателя Ленсовета Анатолия Собчака. С 12 июня 1991 года - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Курировал вопросы привлечения инвестиций в экономику города, открытие совместных предприятий, сотрудничество с иностранными партнерами. В 1994-96 годах - первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Возглавлял городскую комиссию по оперативным вопросам. Курировал правоохранительные органы, взаимодействие с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, Управление по связям с общественностью.
  В августе 1996 года был переведен в Москву на должность заместителя управляющего делами Президента РФ. С марта 1997 года - заместитель руководителя администрации Президента РФ - начальник Главного контрольного управления. С мая 1998 года - первый заместитель руководителя администрации Президента РФ (по работе с территориями). В июле 1998 года назначен директором Федеральной Службы безопасности, в марте 1999 года - секретарем Совета Безопасности РФ.
  С августа 1999 года - Председатель Правительства РФ. 31 декабря 1999 г. президент РФ Борис Ельцин подписал указ о своей отставке. В соответствии со статьей 92 Конституции РФ Владимир Путин приступил к временному исполнению полномочий президента РФ.
  26 марта 2000 года Владимир Путин победил на президентских выборах, набрав 52,52% голосов избирателей. 7 мая 2000 года вступил в должность Президента РФ.
  Кандидат экономических наук. Свободно владеет немецким языком, может объясняться на английском.
  С 11 лет занимается самбо и дзюдо. Неоднократный чемпион Санкт-Петербурга по самбо. В 1973 году стал мастером спорта по самбо, в 1975 году - по дзюдо.
  Супруга - Людмила Александровна Путина. В семье Путиных двое детей - дочери Мария (1985 г.р.) и Катерина (1986 г.р.).

 
© www.txtb.ru