Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



11.4. Эффективность различных стилей руководства

  Выяснение этого вопроса затруднено тем, что у разных авторов, как это показано выше, имеются различные подходы к классификации стилей руководства.
  Начнем с распространенной в нашей стране классификации, когда выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили. В итоге анализа многих исследований, который осуществил один из зарубежных авторов, выяснилось следующее: в 11 из них исследователи обнаружили лучшее усвоение учащимися знаний при демократическом стиле руководства учителя, а в 8 работах доказывается, что лучше всего авторитарный стиль. В ряде работ также показано, что при демократическом стиле руководства достигаются лучшая групповая сплоченность и удовлетворенность учащихся, а вот относительно групповой продуктивности заметных преимуществ того или иного стиля руководства выявлено не было.
  Авторитарный стиль руководства необходим при лимите времени на принятие решения, когда рассуждать и спорить просто некогда.
  Дж. Гольдберг, ссылаясь на некоторых авторов, отмечает, что наиболее эффективен стиль, ориентированный на конечный результат деятельности, а также стиль делегирования, предполагающий отбор лидера и передачу ответственности на низший уровень управления деятельностью. По мнению Р. Блейка и Дж. Муттона, наиболее эффективным является стиль, опирающийся па групповое управление.
  Согласно Ф. Фидлеру, эффективность применения того или иного стиля руководства зависит от трех основных факторов: силы позиции руководителя, структуры задачи и отношений между руководителем и членами группы.
  Если до сих пор речь шла о том, какой стиль руководства более эффективен в разных ситуациях, то Б. Б. Коссов пошел обратным путем: он попытался выявить, какими способами руководят успешные и неуспешные руководители. Автор посчитал, что есть такие динамические показатели, в которых успешный руководитель обязательно должен превосходить менее успешного и по ним возможно прогнозировать успешных руководителей. К таким показателям Б. Б. Коссов отнес самообладание, эмоциональную устойчивость, умение организовать эффективное взаимодействие исполнителей и др. Это действительно важные составляющие успешного руководства. Но стиль руководства с ними не связан. Он не определяется по успешности деятельности руководителя. Один и тот же стиль может сделать руководителя как успешным, так и неуспешным в зависимости от того, в какой ситуации тот оказывается.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «стиль руководства».
  2. Назовите характеристики стиля руководства.
  3. Приведите примеры различных классификаций стиля руководства. Какая классификация стилей руководства является наиболее распространенной?
  4. Связан ли стиль руководства со свойствами нервной системы?
  5. Чем определяется склонность к тому или иному стилю руководства?
  6. Зависит ли эффективность применяемого стиля руководства от сферы деятельности?

Литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 175-185.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. С. 325-340.


 
© www.txtb.ru