Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.7. Стиль деятельности и ее эффективность

  Можно выделить три варианта соотношения между стилем и эффективностью деятельности.
  1. Стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности; в этом случае он отражает процесс приспособления деятельности к человеку. Эффективность таковой может быть низкой.
  2. Стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности (с учетом требований деятельности и ситуации); в этом случае он отражает приспособление человека к деятельности. Эффективность деятельности может возрастать (в основном уже у опытных специалистов), но человек на первых порах испытывает напряжение, дискомфорт, что сказывается на замедлении темпов овладения профессией, двигательными и интеллектуальными действиями. Это бывает, когда стиль навязывается человеку.
  3. Стиль деятельности выбирается по склонности и не вступает в противоречие с требованиями деятельности и ситуации. Это оптимальный случай, когда, и эффективность деятельности человека высокая, и он работает без лишнего напряжения, в свое удовольствие. Такое бывает, когда стиль выбирается по имеющимся типологическим особенностям и правильным представлениям о характере деятельности.
  Несовпадение стилей деятельности у выполняющих совместную деятельность приводит к конфликту и к снижению эффективности работы. Чаще всего это происходит, когда один человек навязывает свой стиль другому без учета склонностей того. Такие случаи отмечаются, например, при прохождении студентами педагогических учебных заведений практики в школе. У студентов и педагогов может возникнуть конфликт, если их психологические и типологические особенности окажутся очень разными.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «стиль деятельности».
  2. Какова структура стиля деятельности?
  3. Назовите пути формирования стиля деятельности.
  4. Какие факторы влияют на формирование стиля деятельности?
  5. Может ли стиль деятельности компенсировать недостающие способности?

Литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 148-153, 168-175.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. С. 279-287, 352-369.


 
© www.txtb.ru