Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Жизненные стратегии

  У каждого человека, согласно А. Адлеру, формируется индивидуальная жизненная стратегия, или, как он сам называет ее, “жизненный план личности”. У отмеченных выше трех категорий людей также имеются собственные жизненные стратегии. Но, несмотря на индивидуальные различия жизненных стратегий, им присущи и общие черты, делающие данные стратегии типичными.
  Типичный жизненный план личности невротика включает в себя “бегство в болезнь” и уход от реальности в мир грез. Невротик строит “воздушные замки”, придуманный мир, в котором ему хорошо, в отличие от мира реального, где он чувствует себя неважно. Такой человек постоянно демонстрирует свою болезненность, слабость, беспомощность. Его цель состоит в том, чтобы привязать к себе как можно больше людей, которые бы заботились о нем, опекали бы его, но в то же время и восхищались им. Власть им, таким образом, достигается через демонстрацию своей слабости. При этом невротик сам себя в душе считает достойным гораздо лучшей участи, поскольку в воображении он, как и ребенок, видит себя в ореоле славы, поклонения, восхищения. Ничего не делая, разумеется, чтобы этого добиться в реальной жизни. Сказка о Золушке — лучшая иллюстрация этого состояния. Поэтому проблема невротиков терапевтами и обозначается понятием “синдром Золушки”.
  Преступник также стремится жить в сказочном, придуманном инфантильном мире, где можно, как ребенку, не трудиться, но быть всем обеспеченным, все иметь, причем самое лучшее. Вот только преступник не ограничивается пассивным ожиданием благ. Его инфантилизм носит агрессивный характер. Он отнимает, ворует, обманывает, чтобы удовлетворить свою детскую зависть и жадность. Одним словом, преступник живет в соответствии со словами известной песенки: “Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда”.
  И, наконец, жизненная стратегия властолюбца как раз и является, по Адлеру, олицетворением феномена психологии власти. Властолюбец также подобен завистливому, жадному и злому ребенку, жизненное кредо которого можно передать словами: “Вот подождите, когда я вырасту, то вы у меня поплачете!”.
  Не научившись ничего делать как следует, властолюбец, тем не менее, как и все люди хочет признания, уважения, почета. Это, как мы уже знаем, необходимо каждому человеку для поддержания высокой самооценки или для повышения ее, если она низкая. Но социальные навыки и качества, необходимые для признания, любви и уважения, у властолюбца отсутствуют. Поэтому он, решая свои психические проблемы, стремится к власти, поскольку знает, что в обществе институт власти сам по себе, безотносительно к тому, кто его олицетворяет, пользуется авторитетом, уважением, почитанием.

 
© www.txtb.ru