Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Фиктивные цели

  Итак, среди прочих компенсаторных процессов, выделяемых Адлером, особое место принадлежит процессу постановки фиктивных целей. Ребенок, не имея реальной возможности не то что превосходить других, но и быть с ними наравне из-за своей беспомощности, превосходит их в своем воображении. Он воображает себя каким угодно сильным, всемогущим, знаменитым, прославленным. Предельный вариант этих грез о собственном величии — богоподобие.
  Так или иначе, все дети видят себя в будущем не обычными людьми, а самыми значительными, блестящими персонами. Разумеется, уровень и направленность фантазирования у каждого ребенка своя. Вот почему одни дети просто говорят: “Вот когда я вырасту, то.”, а другие формулируют эту фразу несколько иначе: “Вот подождите, когда я вырасту, я вам.”.
  Взрослея, социализируясь, многие дети научаются реальной, а не воображаемой самостоятельности. У них появляются социальные и трудовые навыки. Завершенность психического развития у человека характеризуется тем, что индивид становится самодостаточным и не нуждается уже в опеке со стороны окружающих людей. Взрослый человек научается быть полезным и обществу. Господствующая раньше в его психике “фиктивная цель” постепенно утрачивает свое значение, отходя на второй план, а затем и пропадает совсем. Ей на смену у взрослого, психически развитого человека, нашедшего свое место в жизни, приходят реальные цели.
  В принципе, согласно Адлеру, человеку, избавившемуся от инфантильных психических качеств, нужно не так уж много. Ему требуются лишь физическая (материальная) и психологическая независимость как условие свободы, признание и уважение окружающих людей.
  Всего этого можно достичь, научившись хорошо делать свое дело и став полезным членом общества. Таким образом, путь здорового, нормального психического развития человека, полагал Адлер, идет через преодоление комплекса неполноценности от выдвижения вначале инфантильных “фиктивных целей” воображения до постановки затем взрослых, реальных целей жизни.
  Но далеко не все люди успешно преодолевают этот путь. А. Адлер считает, что, по крайней мере, трем категориям людей не удается изжить свой комплекс неполноценности. Поэтому их психика остается неразвитой, инфантильной, несмотря на то, что сами они стали биологически взрослыми людьми. Эта неразвитость проявляется в том, что, будучи уже взрослыми, они, как дети, продолжают упорствовать в преследовании “фиктивных целей”.
  Неизжитым, или непреодоленным, комплекс неполноценности, как полагал А. Адлер, остается у невротиков, т. е. лиц, страдающих душевными расстройствами, у преступников и у властолюбцев.

 
© www.txtb.ru