Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Глава 2. Социализация

  Чтобы ребенок стал полноценным членом общества, ему необходимо пройти социализацию. Точно так же любому человеку, вступающему в какую-то социальную группу, прежде, чем стать её полноправным членом, необходимо социализироваться в ней. Следовательно, и в становлении человека как социального существа, и в формировании социальной группы, как структурной единицы общества, и в процессе жизнедеятельности всего общества ключевым моментом выступает социализация. Что же она собой представляет?
  Социализация, определяется обычно, как процесс усвоения людьми норм, правил поведения, системы ценностей и представлений, существующих либо в обществе в целом, либо в какой-то конкретной социальной группе.
  Социализация неразрывно связана с процессом психического развития индивида. Критерием социализованности и психической зрелости служит один и тот же показатель: способность человека успешно, эффективно функционировать в качестве члена общества или социальной группы, умение не только удовлетворять имеющиеся у него различные потребности, но и брать на себя ответственность за собственную жизнь. Понятно, что в различных обществах культивируются и оказываются востребованными не одни и те же способности и умения. Так, например, в западных (индивидуалистических) культурах упор делается на формировании психической самостоятельности и социальной независимости, самодостаточности индивидов. Коротко говоря, в индивидуалистических обществах поощряется личностная самоидентификация, то есть Я человека. И, напротив, в коллективистских (восточных) культурах желаемой целью социализации и психического развития служит коллективистская, групповая самоидентификация, то есть Мы. Здесь поощряется не независимость, а конформизм. Это, конечно, не означает, что в индивидуалистических обществах нет конформизма и групповой самоидентификации, или, что они здесь не ценятся. Выше уже отмечалось не раз, что без конформизма невозможно существование никаких человеческих сообществ. Дело просто в приоритетных социальных ценностях, господствующих в тех или иных культурах.
  Вероятно, в силу того, что процесс социализации и психического развития тесно взаимосвязаны, сложившаяся ранее в социологии и психологии традиция ограничивала период социализации человека рамками детства и юности. Поэтому и проблема социализации рассматривалась, как правило, в курсах возрастной психологии или психологии личности периода взросления человека. Современные исследователи склоняются к выводу, что процесс социализации человека продолжается всю жизнь (Свенцицкий, 2004). Хотя, бесспорно, конечно, что в детстве и юности процесс социализации идет наиболее интенсивно и наглядно, производя самые ощутимые и качественные изменения в личности человека.
  Я. И. Гилинский (1971) выделил ряд стадий социализации, которые проходит индивид в течение жизни:
  1. ранняя (от рождения до поступления в школу);
  2. обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм обучения и профессионального образования);
  3. социальная зрелость;
  4. завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальных организаций).
  А.Л. Свенцицкий отмечает в этой связи, что названные стадии соответствуют общепринятой периодизации человеческой жизни - детство, юность, зрелость, старость (Свенцицкий, 2004). Добавлю, что в каждом из этих периодов жизни человек является членом различных социальных групп: семейной, школьной, производственной, гендерной, возрастной и т.д. Следовательно, социализация индивида происходит не вообще в социуме, а в условиях членства в тех или иных группах. Это, разумеется, придает, специфический характер социализации каждого конкретного человека, предопределяет его индивидуальность и неповторимость.

 
© www.txtb.ru