Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Паттерны групповости и социальные связи

  После того, как мы выяснили, зачем и почему люди взаимодействуют друг с другом, нам еще осталось познакомиться с некоторыми закономерностями завязывания, установления и поддержания социальных взаимодействий. Впервые изучением этой проблемы начали заниматься Бибб Латанэ и Лиана Бидвилл (1977). Наблюдая поведение студентов в кампусах (студенческих городках) университета штата Огайо, исследователи обратили внимание, что более половины встретившихся им студентов (более 60%) шли не поодиночке, а группами, как минимум, вдвоем. Кроме того, обнаружилась и такая интересная деталь - студентки гораздо чаще, чем студенты находились в компании с другими людьми. А это может косвенно свидетельствовать о том, что женщины, по крайней мере, в общественных местах демонстрируют большую, по сравнению с мужчинами, групповость
  Кстати, эту же закономерность выявили Лед Виллер и Джон Незлек (1977). Помимо того они установили, что более распространенным среди студентов было моногендерное общение - 56% всех наблюдаемых случаев социальных взаимодействий осуществлялось с людьми своего пола. Вместе с тем, среди первокурсников в течение первого семестра девушки гораздо чаще общались между собой, чем юноши. Правда, во втором семестре это различие исчезло. Виллер и Незлек полагают, что одной из причин более интенсивных социальных взаимодействий студенток служит то обстоятельство, что девушки вообще охотнее используют социальные отношения как способ преодоления стресса.
  Хотя у людей и имеется базовая потребность входить в группу, но, тем не менее, мы стремимся попасть не в первую попавшуюся группу и устанавливаем отношения не со случайными людьми. Человек завязывает достаточно долговременные отношения лишь с теми людьми, которые ему приятны, полезны, симпатичны и стремиться избегать общения с теми, кто ему неприятен. Конечно, полностью исключить нежелательные взаимодействия вряд ли кому удается. Вместе с тем, отношения с желательными и нежелательными партнерами по взаимодействию различаются. Если с первыми, то есть с теми, кто нам симпатичен и полезен, мы стремимся часто взаимодействовать и поддерживать постоянные отношения, то со вторыми - неприятными, бесполезными и т. д., мы взаимодействуем лишь в силу необходимости или случайно. Поэтому необходимо весь спектр социальных взаимодействий разделить на два вида: долговременные, постоянные отношения, которые Эллен Бершейд (1985) обозначает понятием социальные связи, и кратковременные, спонтанные, время от времени происходящие социальные контакты. Понятно, что взаимодействия людей в группах осуществляются, как правило, на основе социальных связей.
  Любые изменения в жизни - новое место жительства, работы, учебы, новая семья - приводят к изменениям в социальных связях человека, поскольку рано или поздно он становится членом новых групп.
  Поступление в вуз - одна из наиболее распространенных причин изменения социальных связей. Но поступление на учебу не у всех приводит к одинаковому изменению социальных отношений. Для одних поступление на учебу сопряжено с изменением места жительства, для других - нет. Чтобы изучить эти различия Роберт Хейс и Джина Оксли (1986) провели исследование и выяснили, что период адаптации в вузе неодинаково переживается местными и приезжими студентами. Социальные связи местных студентов изначально были более близкими, тесными и обширными. Местным легче удавалось сохранять и поддерживать прежние свои отношения со старыми друзьями и знакомыми, устанавливая в то же время новые социальные связи.
  Приезжим студентам требовалось время, чтобы установить новые связи, и когда, наконец, они их завязывали, среди их знакомых преобладали новые лица. Кроме того, большинство их новых отношений ограничивалось пределами студенческого городка, где они в основном и проводили время, отдыхая, занимаясь, работая.
  В ходе исследования обнаружилось еще одно отличие - на этот раз между студентами и студентками - в типе устанавливаемых социальных отношений. Так, в отличие от студенток, студенты чаще устанавливали отношения с лицами противоположного пола. В свою очередь, девушки больше и чаще чем юноши взаимодействовали со своими новыми знакомыми, больше обменивались информационной и эмоциональной поддержкой. Но в одном типе отношений между студентами и студентками различий не выявилось: и те, и другие одинаково часто и продолжительно общались со своими родственниками.
  Кстати, исследования, проведенные не в студенческой среде, также свидетельствуют о том, что женщины боле часто и тесно, чем мужчины, взаимодействуют со своими друзьями и знакомыми. С чем это связано? Почему существуют гендерные различия в интенсивности социальных взаимодействий?
  Как считают Лед Виллер, Гарри Рейс и Джон Незлек одной из причин этого являются различия в социализации. Женская социализация в большей мере ориентирована на эмоциональную экспрессию, на выражение чувств и сочувствие. На основании этого Сюзан Андерсен и Сандра Бем (1981) высказывают оригинальное суждение, что коль скоро женские социальные отношения преисполнены выражением чувств, то полноценные социальные взаимодействия, предполагающие близость, откровенность, исповедальность и удовлетворенность, с большей вероятностью могут осуществляться с женщинами, а не с мужчинами. В данном рассуждении особенно убедительно выглядит свежая мысль о женской открытости, откровенности, одним словом, искренности! Замечательно сказано!
  Как бы то ни было, но по мнению многих исследователей бесспорно одно - женщины в целом в большей мере, чем мужчины, проявляют социальное стремление, испытывают большую потребность в групповости и чаще вступают в социальные взаимодействия.
  Помимо гендерных существуют также возрастные различия в паттернах групповости. Так, дети и молодежь в целом в большей степени, чем люди среднего и уж тем более пожилого возраста, тяготеют к созданию групп и группировок, испытывают более острую потребность в социальных взаимодействиях, больше и чаще общаются. Это может быть следствием того, что у детей и молодых людей недостаточный жизненный опыт, из-за чего они ощущают неуверенность, тревогу, собственную социальную слабость и незащищенность. Поэтому создание групп, объединений, группировок, толп более характерно для молодежи, чем для людей старшего возраста.


 
© www.txtb.ru