Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2.2. Краткий обзор теорий темперамента

  Рассмотрим основные теории и типологии темперамента.
  Конституциональные теории темперамента. Эти теории направлены на выявление связи между строением тела человека и его психическими свойствами, его характером.
  1. Типология Э.Кречмера (1921) - указывал, что люди, обладающие определенным типом телосложения, имеют наследственную предрасположенность к определенным психическим заболеваниям.
  Он выделяет 4 типа телосложения: лептосоматик, пикник, астеник, диспластик. В соответствии с ними 3 типа темперамента: шизотимик, цикломатик, иксотимик.
  2. Концепция темперамента У.Шелдона (соматотип) сформулирована в 40-х гг. в США. Основное положение - тело и темперамент - это два параметра одного и того же объекта - человека. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из существования соматотипа - типа телосложения и описывал их с помощью трех основных параметров: эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия и выделяет соответственно им три типа телосложения. Эти типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента: висцеротоники, соматотоники, церебротоники.
  Факторные теории темперамента.
  Голландцы Г.Хейманс и Е. Вирсме разработали вопросник 90 вопросов и исследовали 2500 человек. на основе материалов исследования они выделили три основные биполярные характеристики темперамента:
  1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.
  2. Активность - пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, школе, дома, при проведении досуга.
  3. Первичная функция - вторичная функция.
  Индивиды с первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект быстро угасает. Индивиды с вторичной функцией - первичная реакция на раздражитель слабая, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время.
  Люди с первичной функцией (экстраверты по Айзенку) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружающими. Индивиды с преобладанием вторичной функцией (интроверты) - серьёзные, педантичные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.
  В результате соответствующего комбинирования этих характеристик получается восемь различных типов темперамента.
  В настоящее время общепринятыми считаются теории темперамента, учитывающие много факторов при его описании и типологии.
  Итак, темперамент понимается как составная часть личности. Он трактуется как характерная для данного индивида совокупность психических свойств, определяющих присущий ему способ взаимодействия с окружающей средой.
  В то же время представляет особый интерес вопрос о существовании возможной зависимости между темпераментом и личность, т.е. о влиянии темперамента на формирование личности ребенка.
  Здесь выделим ряд следующих положений (по Стреляу):
  1. Проявления темперамента непосредственно влияют на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на формирование его личности.
  2. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются уже в раннем онтогенезе, не могут быть безразличными для окружающих. Так, младенец, который много плачет, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок спокойно лежащий. К ребенку, который на любую новую ситуацию реагирует страхом и бегством, родители применяют иные воспитательные меры, чем к ребенку, проявляющему в подобных ситуациях интерес и любопытство.
  3. Свойства темперамента - определяют способ воспитания и обращения с ребенком - опосредованно влияют на образование познавательных и деятельностных структур или мотивов поведения.
  4. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания.
  5. Несмотря на одинаковые влияния среды (воспитательные воздействия), каждый индивид обладает особой, неповторимой личностью. Темперамент является одним из факторов дифференцирующим личности у детей. Один и тот же воспитательный прием (наказание) может оказывать разное влияние, т.к. у детей с разным темпераментом разные реакции на стимулы одинаковой силы. Это проявляется в том, что свойства темперамента наряду с другими факторами определяют необходимую ребенку интенсивность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.
  6. Существует тенденция к предпочтению индивидом ситуаций и действий, характеризующихся определенным уровнем стимуляции, обусловленной темпераментом.
  7. Высокореактивные индивиды предпочитают ситуации и способы поведения с небольшим количеством раздражителей, тогда как низкореактивные ищут ситуации и организуют своё поведение так, чтобы они были богаты стимулами. Ребенок, который постоянно предпочитает те или иные ситуации и действия, избегая других, со временем вырабатывает в себе определенные навыки и стереотипы поведения. Они распространяются на различные ситуации и формы поведения, могут сформироваться как соответствующие особенности личности.

 
© www.txtb.ru