Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.1.2. Стратегии изучения организации личности по А.Асмолову

  Кроме существования различных концепций структуры личности, представленных выше, можно выделить различные стратегии изучения организации личности (Асмолов).
  1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.
  Объектом в этом подходе выступают различные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом. Проводят исследование темперамента с помощью опросников и пытаются выявить наиболее типичные способы реагирования человека в разных ситуациях. Другой ряд переменных получают с помощью антропометрических измерений телосложения организма или других объективных проявлений организма (например, нейродинамических особенностей протекания нервных процессов). Затем пытаются провести корреляция и выявить зависимость между объективными и субъективными факторами, например об обусловленности характера личности строением тела человека. Конституционная стратегия в исследованиях Э.Кремера, У.Шелдона, К.Конрада.
  2. Факторная стратегия изучения черт личности.
  Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Диагностирую структуру личности с помощью процедур, предлагаемых в этих концепциях, исследователь получает представление о так называемых модальных формах личности, т.е. о «созвездии черт», характерном для той или иной популяции в определенной культуре. Представители факторной стратегии чаще пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам.
  Например, Айзенк полагает, что личность развивается за счет взаимодействия четырех сфер: познавательной (умственные способности), волевой (характер), эмоциональной (темперамент), соматической (конституция).
  3. «Блочная» стратеги изучения структуры личности (К.Платонов).
  Блочная стратегия располагает разные блоки по вертикали «биологическое - социальное», т.е. берет меру выраженности биологического и социального в качестве критерия выделения подструктур личности.
  На нижнем этаже - темперамент, половозрастные особенности организма - определяются биологическими факторами, социального практически нет.
  Далее надстраивается блок - психические процессы (индивидуальные особенности восприятия, мышления) - здесь больше социального.
  Ещё выше - блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, приобретенные в ходе обучений - здесь ещё больше социального, чем в ниже расположенных структурах.
  Самый верхний этаж - блок направленности личности - это отношение личности к миру, её моральные черты, сформированные в процессе воспитания.
  Критика А.Петровского этой стратегии состоит в том, что она рассматривают личность как вместилище черт.
  4. Мотивационно-динамическая стратеги изучения структуры личности.
  Под мотивацией понимают побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность. По своим проявлениям и функциям мотивирующие факторы могут быть разделены на три класса.
  А - для анализа того, почему организм приходит в состояние активности, исследуются проявления потребностей, влечений, инстинктов.
  В - для анализа того, на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.
  С - при анализе регуляции динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний) и установок в поведении личности.
  Данная стратегия в любых проявлениях личности видит иерархически организованные уровни потребностей или мотивов. Индивидные свойства (имеющие преимущественно наследственную природу) в иерархии уровней организации личности занимают положение нижнего базового уровня, на котором надстраиваются потребности, имеющие социальное происхождение.
  Для мотивационно-динамическая стратегии характерна такая методологическая предпосылка - в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность сконцентрированы свойства личности как целого. Через характеристику этих образований дается характеристика самой личности. Преимущества данного подхода состоит в том, что он рассматривает и учитывает такую характеристику структуры личности как её динамичность, что дает рассматривать её как динамически развивающуюся систему. На настоящее время данная стратегия исследования особенностей организации личности является одной из ведущих.
  5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения личности.
  В качестве элементов организации личности рассматриваются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Так в бихевиоризме в качестве основных характеристик организации личности предлагаются реакции и навыки; в интеракционистских подходах - роли, социальные установки, поступки. Проблеме индивидных свойств человека в этой стратегии практически не уделяется внимание.
  Теперь остановимся на характеристике тех составляющих структуры личности, которые представлены в различных трактовках её структуры и потому могут быть рассмотрены в качестве основных элементов структуры личности.

 
© www.txtb.ru