Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2.6.1. Позитивные и негативные аспекты, связанные с появлением в браке детей

  Экономические и эмоциональные издержки. С колониальных времен до начала 19 в. в ряде стран Западной Европы и США дети рассматривались как важные экономические активы. Так как страны были в основном сельскохозяйственными, аграрными, где семья являлась основным союзом производителей, то каждый новый член семьи был важным добавлением к скудным рабочим силам. К тому же родители обычно могли рассчитывать на помощь и заботу детей в старости. Сегодня, однако, ситуация сильно изменилась. Сейчас уже не считают, что дети приносят какие-либо экономические преимущества, они приносят лишь значительные экономические издержки.
  При оценке затрат на детей экономисты применяют две категории:
  1. Непосредственная стоимость (прямые затраты) - расходы на пищу, одежду, образование.
  2. Ущерб возможностям (потенциальные затраты) - касается дохода, который преимущественно женщина упускает, когда решает остаться дома, чтобы заботиться о детях.
  Общая сумма экономических вложений в детей получается при сложении обеих полученных сумм. За последние десятилетия стоимость воспитания детей значительно возросла.
  Можно сделать вывод, что финансовые проблемы - основное неудобство. Однако, когда родителей спросили о неудобствах родительства, они упомянули об эмоциональных издержках (например, беспокойство и тревога за здоровье и благополучие детей) и ограничениях своей свободы, а не финансовых проблемах. Но все равно, экономический фактор влияет на решение пары ограничить размеры семьи.
  Ощутимые достоинства родительства. Несмотря на экономические и эмоциональные издержки родительства, многие люди продолжают хотеть детей. Почему? Ответ, вероятно, в том, что дети удовлетворяют важные социальные, межличностные и психологические потребности своих родителей, значимость которых превышает экономические и эмоциональные затраты на воспитание детей. Недавнее национальное исследование состоящих в браке мужчин и женщин как имеющих, так и не имеющих детей, определило 7 основных ценностей, которые ассоциируются в сознании людей с детьми (Гофман и Мэнис, 1979).
  1. Чувство близости и привязанность. Это касается того, что ребенок дает любовь и дружбу и выступает буфером против одиночества. Даже хотя эта ценность стоит на первом месте как у мужчин, так и у женщин, для женщин это все же более важно, так как совпадает с традиционной ролью воспитателя. Имеющие детей более часто, чем не имеющие, упоминали эту ценность, так как они уже пережили это со своими собственными детьми.
  2. Удовлетворение и счастье. Детей рассматривают как приносящих удовлетворение, активность и счастье в жизнь родителей. Эта ценность тоже чаще упоминалась респондентами, уже имеющими детей.
  3. Расширение своего Я. Дети воспринимаются как средство удовлетворения человеческих потребностей в поиске смысла и цели в жизни, а так же как средство достижения бессмертия, так как частичка их Я будет жить после того, как они умрут.
  4. Статус взрослого и социальная идентичность. Считается, что родительство - признак зрелости и принятие статуса взрослого. Это особенно касается малообразованных и безработных женщин и женщин с традиционным видением половых ролей. Они склонны определять материнство как основную роль в своей жизни, а, следовательно, видеть в нем роль, которая даст им принятие и статус.
  5. Достижения, компетентность и созидательность. Рождение ребенка может дать родителям ощущение созидательности, а наблюдение за взрослением и развитием детей вносит вклад в ощущение родительской компетентности. Родители, у которых сильная потребность в достижениях, но которые, к сожалению, в других сферах своей жизни не смогли достичь многого, могут получать удовлетворение от достижений своих детей.
  6. Экономическая выгода и безопасность в старости. Не удивительно, что это не основная ценность, так как дети сегодня в большей степени дорого обходятся родителям, не представляя собой экономической выгоды (как это было ранее).
  7. Нравственность. Некоторые люди ощущают, что дети помогают им стать лучше, то есть менее эгоистичными.
  Важно заметить, что эти ценности не являются синонимом мотиваций пар на желание иметь детей, хотя иногда могут и быть таковыми. Некоторые заводят семью в ответ на давление со стороны родителей, которые хотят внуков, или друзей, которые уже создали семью. Некоторые просто считают, что дети - это естественная часть брака. Другие надеются таким способом сохранить распадающийся брак, а некоторые хотят иметь детей, которые смогли бы реализовать все то, что не получилось у них самих. Тогда как многие становятся хорошими родителями независимо от первоначальной мотивации, важно сказать, что те, кто тщательно проанализировал причины, по которым они хотят иметь детей, и имеет реалистичный взгляд на потенциальные трудности, будет лучше подготовлен для этой задачи.

 
© www.txtb.ru