Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2.4.1. Виды и уровни коммуникации

  Мы общаемся, как используя, так и не используя слова; наши жесты, позы, выражения лица, тон голоса и физическое состояние, - все они посылают сообщения. Большая часть человеческой коммуникации состоит как из вербальных, так и из невербальных сигналов. Эти два типа коммуникации часто дают различающуюся информацию и служат различным целям. Например, язык, возможно, наиболее эффективный способ передачи конкретных фактов о людях, вещах, событиях; невербальные сигналы - наиболее эффективные средства передачи чувств и эмоций. Согласно результатам одного из исследований, влияние эмоциональных сообщений на других людей гораздо сильнее осуществляется посредствам выражения лица и тона голоса, чем при помощи слов.
  Речь сильнее поддается сознательному контролю, чем невербальное поведение, так как язык - продукт более специализированных областей центральной нервной системы (ЦНС), тогда как большая часть невербальных сигналов идет от более базовых, неконтролируемых уровней нервной системы. Мы можем контролировать свою речь, но не всегда наше тело поддается нашему контролю. Таким образом, наша коммуникация будет более эффективной, если мы будем осознавать невербальные сигналы, которые посылаем и сможем использовать их эффективно.
  Метакоммуникация. Коммуникация осуществляется на двух уровнях: содержательном и относительном. Содержательный уровень касается основной коммуникации, слов говорящих. В отношении относительного уровня используется термин метакоммуникация или “коммуникация о коммуникации”, присутствует во всех коммуникациях. Наиболее непосредственная форма метакоммуникации - вербальный комментарий своего же вербального сообщения; например, “это был комплимент”. Хотя обычно метакоммуникация невербальна. Улыбка, прикосновение руки, теплый тон голоса может помочь понять или запутать и помешать интерпретации полученного вербального сообщения. Некоторые терапевты убеждены, на взаимоотношения сильнее всего влияют виды метакоммуникации, которыми обмениваются партнеры, чем что-либо еще.
  Не все метакоммуникации усиливают сказанное. Некоторые противоречат ему. Подобные несоответствия того, что сказано, и того, как это сказано, называются смешанными сообщениями.
  Иногда смешанные сообщения могут поставить слушающего в сложную позицию, в которой любой его ответ, любая реакция будет “неправильной”. Такое противоречивое сообщение называется - двойное ограничение или двойная информация. Например, если во время спора муж повышает голос, то его жена говорит ему: «Не становись в защищающуюся позицию». Муж успокаивается, а она начинает нападать на него за невнимательность, нечуткость и равнодушие. В этой ситуации жена дала два противоречивых указания, и любая его реакция будет отвергнута или раскритикована.
  Слышать и слушать. Даже если сообщение понятно и непротиворечиво, оно не может быть получено, если партнер не слушает. Согласно Вацлавику, Бивику и Джексону, почти в 85% всего времени посылаемое сообщение значительно отличается от получаемого. В этих метакоммуникациях люди слышат - просто воспринимают звуки - а не активно слушают, пытаясь воспринять смысл сообщения. Необходимо активное слушание. Хороший слушатель не только концентрируется и пытается точно понять, что говорит партнер, но демонстрирует говорящему, что заинтересован и внимательно относится к сообщению. Иногда это делается вербально, с вопросами и комментариями, которые отражают понимание. Хороший слушатель для демонстрации внимания использует язык тела.
  Сензитивность к режиму партнера - тоже важная часть здоровой коммуникации. Обсуждать серьезные проблемы после тяжелого рабочего дня может быть неуместно, так как это может вызвать “ избирательное внимание и избирательное невнимание”, когда слушатель слышит лишь то, что хочет слышать, опуская все остальное. Это может привести к различным недоразумениям и обидам, если говорящий предполагает, что сообщение получено.


 
© www.txtb.ru