Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2.1.4. Гендерные проблемы в семье

  Для начала остановимся на рассмотрении традиционных оснований дифференциации половых ролей.
  Различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер. Социологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
  Легче всего дать определение биологического пола. Это понятие включает первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной покров на лице и т. д.
  Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. Знаменитая теннисистка Рени Ричарде, которая впоследствии стала врачом, начала свою жизнь мужчиной, но перенесла транссексуальную операцию и почувствовала себя женщиной.
  Гендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении. На многих рекламах сигарет изображен идеал мужчины. Идеал женщины обычно связывали с заботами о доме и детях. Но затем во многих рекламных объявлениях женщин стали изображать в конторах, служебных командировках и т.п. Таким образом за последние 20 лет происходило изменение тендерных идеалов - представлений о предназначении мужчин и женщин.
  Четвертым компонентом половой идентичности являются сексуальные роли, связанные с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин. В прошлом сексуальные роли были четко определены: мужчины работали, чтобы обеспечивать свои семьи; женщины занимались домашней работой - вели хозяйство и растили детей.
  В настоящее время сексуальные роли и гендерные идеалы изменяются. В обществе обычно предполагается, что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует общепринятому определению женственности. Имеется в виду, что она готова принять на себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом. Однако в действительности это предположение не всегда верно. Как уже было сказано, биологический пол людей может не соответствовать их половой идентичности. Располагая достаточными материальными средствами, человек может подвергнуться операции и изменить свой пол. Однако это происходит очень редко. Кроме того, то, как индивид осознает свой пол, может не совпадать с общепринятым идеалом. Мужчина может чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского пола, но его могут не устраивать образцы поведения, соответствующие культурным стереотипам. Покойного Джона Леннона в какой-то мере осуждали, когда он не выполнял свои обязанности по работе и оставался дома с недавно родившимся сыном. Наконец, права и обязанности индивида (сексуальные роли) могут не соответствовать общепринятым тендерным идеалам общества. Например, в настоящее время женщины работают офицерами полиции, пожарными, служат в армии — все эти сексуальные роли не соответствуют традиционным идеалам.
  Поскольку каждый из этих компонентов обусловлен различными факторами (биологическими, психологическими и социальными), неудивительно, что они не всегда сочетаются друг с другом.
  Биологический пол. Система гениталий начинает развиваться на 5 или 6 неделе жизни эмбриона. На этом этапе генитальные ткани (гонады) недифференцированы и пол ребенка еще не может быть определен точно; однако, это не значит, что пол эмбриона вообще неопределим. Пол ребенка детерминируется еще в момент зачатия хромосомами, которые находятся в сперме. К 7 неделе мужские гормоны начинают циркулировать в крови только мужских эмбрионов. В этот момент гениталии уже дифференцированы достаточно, что уже может определить пол будущего ребенка. К 12 неделе процесс дифференциации завершен.
  Различия в физической уязвимости. Фактически исследователи обнаружили, что на каждых 100 зачатых девочек приходится 130-180 мужских эмбрионов (Стол, 1974). Следовательно, мы можем ожидать, что в средней популяции мужчин будет больше, чем женщин. Однако, гораздо больше мужских эмбрионов погибает в результате выкидышей, больше мертворожденных и преждевременно рожденных мальчиков, которые умирают чаще преждевременно рожденных девочек. В США на 100 девочек рождается 106 мальчиков. Таким образом, при рождении численность мальчиков и девочек приметно одинакова (Стол, 1974).
  Этот паттерн более высокой мужской смертности продолжается на протяжении всей жизни. В США до достижения 1 года мальчиков умерло на 1/3 больше, чем девочек (Бэдфилд, 1976). Хотя продолжительность жизни и увеличивается для обоих полов, между 1900 и 1970 гг. уровень женской смертности стабильно был ниже, чем мужской.
  При рождении мальчики обычно тяжелее и длиннее девочек, однако, у них более часты проблемы с дыханием, рефлексами, сердцем. Мальчики также более уязвимы различным генетическим угрозам, которые не влияют на девочек.
  Некоторые проблемы встречаются чаще у мальчиков, потому что они отстают от девочек в своем развитии. Например, расстройства речи, заикания и проблемы с чтением чаще имеют место среди мальчиков. Тот факт, что от несчастных случаев и аварий чаще погибают мужчины, вероятно, связан с тем, что мужчины склонны вести более активный и связанный с большим риском образ жизни. Однако, исследование женщин и мужчин, работающих в одинаковых условиях на одинаковых работах, выявили, что и в этих ситуациях мужчины умирают чаще женщин.
  Так как мужчины курят чаще, чем это бывает среди женщин, то не удивительно, что у них более высокий уровень смертности от рака легких. Однако, по мере того, как все больше женщин приобретает эту скверную привычку, их уровень смертности от рака легких тоже увеличивается. Может быть, стресс играет роль в более высоком уровне смертности у мужчин от сердечных расстройств. Имеются данные, что гормоны, присутствующие в женском организме до менопаузы - эстрогены, каким-то образом защищают женщин от сердечных расстройств. Дополнительное доказательство того, что мужчины более уязвимы, в том, что женщины сопротивляются инфекциям лучше, чем мужчины.
  Восприятие и двигательные навыки. Различия между полами были обнаружены и в области сенсорного восприятия и моторики. Хотя мальчики обычно более преуспевают в простых двигательных навыках, девочки с младенчества имеют более тщательно скоординированные двигательные навыки. Девочки с большим успехом собирают игрушки, состоящие из маленьких хрупких составных частей.
  Девочки демонстрируют большую чувствительность к определенным аспектам своей окружающей среды, чем мальчики. Например, новорожденные девочки чаще и пристальнее смотрят на окружающие их лица, чем мальчики. У девочек с младенчества большая чувствительность к вкусовым ощущениям. А взрослые женщины сильнее реагируют на запахи. К тому же девочки обладают лучшей способностью видеть в темноте, быстрее усваивают информацию, получают множественные визуальные и вербальные сообщения более тщательно и меньше отвлекаются на визуальные объекты в процессе слушания чего-либо.
  Мальчики, с другой стороны, более чувствительны к сильному холоду, менее чувствительны к жаре, и, лучше чем девочки, видят днем. Мальчики более часто играют с разными предметами и используют их новыми, ранее не известными способами. Они выполняют деятельность, которая требует глубины восприятия или механических способностей, лучше девочек. Однако, мы не можем предположить, что основанием подобной физической и моторной дифференциации являются только биологические различия, так как различающаяся социализация также сильно влияет на развитие различающихся характеристик и навыков.
  Интеллект и достижения. Мужчины и женщины, обычно, по тестам IQ и тестам достижений получают одинаковое число баллов. Однако, с начальной школы до колледжа, девочки как группа получают более высокие оценки (Стокард и Джонсон, 1980).
  Исследователи обнаружили, что мальчики успешнее девочек при решении пространственных задач. Так же они успешнее в решении качественных проблем и проблем, которые требуют реструктурировния. После 11 лет мальчики начинают преуспевать в математике. 11-летние девочки, с другой стороны, набирают больше баллов по тестам на вербальные способности. Почему? Согласно Гоффману, девочек не поощряют в процессе социализации исследовать и овладевать окружающей средой; вместо этого их учат просить о помощи. А в результате социализации, соответствующей традиционным половым ролям, девочки научаются обращать свое внимание на взаимодействие с другими людьми - то есть на социальные навыки, что требует от них умения хорошо выражать себя вербально. Мальчики, напротив, поощряются в исследовательской и экспериментаторской деятельности с окружающими их предметами, и поэтому они относятся к окружающим предметам, людям, проблемам более директивно.
  К подростковому возрасту появляются еще более явные различия в деятельности, касающейся математики и науки. Некоторые исследователи предполагают, что меньшие успехи девочек в этих областях связаны с осознанием девочками "несоответствия" этих областей их полу.
  Физическая сила и агрессия. Физическая сила - очевидное различие между мальчиками и девочками. И в мужском, и женском организме вырабатывается гормон тестостерон, но в мужском организме его гораздо больше. Если женщины в день вырабатывают 5-20 микрограмм тестостерона, то мужчины- 30-200 мкгр. В результате этого гормонального влияния, мужчины обычно больше в размерах и по силе. Большая физическая сила мужчин становится особенно очевидной в спорте. Хотя хорошо подготовленные женщины-атлеты могут победить менее подготовленного мужчину, все же если сравнивать хорошо подготовленных мужчину и женщину, то мужчины, опять же, сильнее женщин. Дуглас и Миллер определили, однако, что сильные женщины-атлеты вполне могут побить рекорды мужчин. Но все же большинство женщин не столь сильны, как мужчины такого же роста и веса, что особенно верно для нетренированных мужчин и женщин, где половые различия, вероятно, являются результатом социализации. Во время детства и подросткового возраста мальчиков и парней гораздо активнее поощряют в занятиях физическим трудом или спортом, и предоставляют им для этого гораздо больше благоприятных возможностей.
  Агрессия - воинственное или разрушительное поведение - одно из половых различий, которое является объектом пристального внимания исследователей. Бэрдвик (1971) исследовал новорожденных мальчиков и девочек и обнаружил, что мальчики были более агрессивны. Скинер и коллеги (1968) обнаружили, что дошкольников мужского пола призывают к дисциплине гораздо чаще, чем девочек. Мак-Коби и Жаклин (1974) считают, что мальчики изначально агрессивны, видя доказательство этому в том, что самцы животных и мужские человеческие особи проявляют агрессию очень похожими способами, что мужская агрессия - почти универсальна для всех культур, и что уровни агрессии зависят от уровня содержания в крови гормона тестостерона.
  В любом случае важно помнить, что на агрессивное поведение влияет и биология и культура. В ряде западных обществ именно от мальчиков с детства требуется, чтобы они умели постоять за себя. Агрессия мальчиков поощряется, к ней относятся терпимо, а часто это поведение даже вознаграждается. Следовательно, агрессия не только результат биологических различий, но так же подвержена влиянию культурного компонента.
  Хотя многие исследователи убеждены, что мужчины более агрессивны, чем женщины, другие исследователи считают, что хотя женщины и не демонстрируют физическую агрессию так, как мужчины, они могут быть столь же агрессивны, но проявлять ее иными способами. Например, в исследовании первоклассников, девочки более часто были открыто враждебны в отношении новичков, чем мальчики. Они говорили новым членам группы, что им здесь не рады, игнорировали их, не приглашали участвовать в своих играх. Мальчики же, напротив, были более склонны пригласить новичка в свою игру.
  Мифология половых различий. Маккоби и Жаклин (1974) сделали вывод, что существует множество всеми признанных различий, которых в реальности просто нет. В большинстве западных стран мужчины рассматриваются как более логичные, менее эмоциональные, чем женщины, а женщины как более пассивные, покорные, менее склонные к риску, чем мужчины. Другой общепризнанный миф о том, что женщины менее ориентированы на достижения, чем мужчины. Согласно этим исследованиям (1974), не имеется научно обоснованных данных, подтверждающих эти мифы.
  Эта проблема, однако, совсем еще не разрешена. Ламб и Брок, и многие другие подвергли сомнению утверждения Макколби и Жаклин о том, что между полами мало значительных различий.
  Половые аномалии. Некоторые из наиболее важных исследований по поводу влияния биологического пола на ролевое поведение взяли начало от исследований детей, которые при рождении имели некоторые половые нарушения, в результате чего на них привесили ярлык противоположного пола. Например, ребенок с ХУ - хромосомами может родиться с недоразвитыми наружными гениталиями, которые более похожи на вагину, чем на пенис. В этом случае ребенка, который на самом деле мальчик, будут воспитывать как девочку. Если ролевое поведение мальчиков и девочек биологически детерминировано, было бы невозможно социализировать их в направлении "неправильной" половой роли. Однако, исследователи обнаружили, что дети, выросшие как представители "неверного" пола, не имели трудностей со своим полом. Мальчики, воспитанные как девочки, удобно себя чувствовали в женской среде и вели себя как женщины. Точно так же девочки, воспитанные как мальчики, с готовностью демонстрировали черты, связанные с мужественностью. В возрасте 3-4 лет гендерная идентичность твердо определяется, и дети понимают, что они мальчик или девочка. Они осознают, что взрослые ожидают разного поведения от мальчиков и от девочек. Следовательно, 4­летняя биологическая девочка, воспитанная как мальчик, будет сильно сопротивляться любым попыткам изменить ее пол, согласно которому она воспитывалась с самого рождения.
  Исторические и культурные основания гендерных ролей. Если гендерные роли являются, главным образом, результатом генетических различий, то ожидания мужчин и женщин должны быть одинаковыми во всех культурах. Однако, если мы рассмотрим все вариации поведения мужчин и женщин в различных культурах и обществах, то гендерные роли не будут казаться нам столь "естественными", как мы иногда считаем.
  Источники гендерных ролей. Процесс, при помощи которого различные роли стали приписывать различным полам, был одним из самых спорных научных вопросов. Согласно Гоу (1971), ролевая дифференциация появилась одновременно с физиологическими изменениями, которые происходили во время эволюции человека. Человек является прямоходящим, и поэтому женщина не может вынашивать свое потомство столь долго, как это происходит у менее прямоходящих приматов женского пола. Таким образом, человек рождается раньше и менее развит при рождении, чем приматы. В результате человеческие детеныши беспомощны в течение долгого времени и требуют более длительного, более интенсивного ухода. Так как мать человека занята уходом за ее беспомощным дитем, то она менее способна включаться в другие виды активности.
  Биологические различия между мужчиной и женщиной тоже стимулируют женщину взять на себя основную ответственность за уход и заботу о новорожденном. Не только рождение ребенка было исключительной функцией женщины, но так же и уход за младенцем. Это означало, что женщины не могли уходить надолго охотиться, что было столь важно для ранних обществ охотников и собирателей. Женщине приходилось бы прерывать охоту каждые несколько часов, чтобы покормить новорожденного. Так как охота в некоторые моменты требует абсолютной тишины, концентрации, то женщина, заботящаяся о маленьком, кричащем, голодном малыше, в результате не покормит ребенка и не поймает пищи.
  Мужчины, с другой стороны, свободны от воспитания детей и таким образом имеют больше возможностей для успешной охоты. Таким образом, они становятся добытчиками пищи, а женщины теми, кто приготавливал ее. Так как наиболее ценные ресурсы приносили в семью мужчины, то они и контролировали их распределение. Именно поэтому и по причине изначально большей физической силы, они заняли более сильную и доминирующую позицию не заре человеческого общества. Естественно, эти объяснения следует воспринимать как теоретические, так как мы не можем с особой точностью реконструировать столь давние события.
  Кросскультурные исследования. Чтобы оценить относительное влияние биологии и культуры на гендерные роли, исследователи проанализировали кросскультурные различия и обнаружили, что гендерные роли чаще всего похожи и повторяются из культуры в культуру, но не всегда.
  Проанализировав 110 культур, Бэрри и его коллеги обнаружили, что 82% этих культур социализировали женщин таким образом, чтобы они были пассивными и покорными, а мужчины - доминирующими и ориентированными на достижения. Девочек учили помогать другим и заботиться о своих младших родственниках. Мальчиков учили ставить цели и, преодолевая конкуренцию, достигать их, полагаясь лишь на свои собственные силы. Эти данные позволяют предположить, что гендерные роли, которые превалируют в нашем обществе, столь же успешно доминируют и в других. Однако эти же исследователи обнаружили, что превалирующие гендерные роли не универсальны. В 15% исследованных обществ мальчиков и девочек не обучали, основываясь на половой принадлежности, вести себя по-разному. В некоторых культурах мужчин и женщин поощряли принимать такие гендерные роли, которые большинство из представителей западных культур назвали бы нетрадиционными. В большинстве культур поощрялась "мужская" доминантность и "женская" пассивность.
  Нигде больше полоролевое смешение не проявляется с такой ясностью, как в области разделения труда. Хотя в прошлом многие виды активности были исключительно мужские, ни один вид активности не был исключительно женским.
  Тот факт, что в большинстве культур мужчины и женщины играют различные роли, подтверждает мысль о том, что поведение, которое обычно рассматривается как мужское или женское, детерминировано главным образом биологически. Но классическое исследование М.Мид (1935) трех племен Новой Гвинеи поставило под сомнение это утверждение. М.Мид исследовала поведение мужчин и женщин в этих племенах и сделала поразительные выводы. Ни в одном из этих племен не было доминантных мужчин и пассивных женщин. Например, если судить с точки зрения западных стандартов, Арапеши социализировали оба пола в направлении женской роли. Как мужчина, так и женщина были пассивны, мягки, неагрессивны и воспитывали детей. Любая форма агрессивности сильно наказывалась. В клане же Мундугумор, напротив, и мужчины и женщины были крайне агрессивны и жестоки. Женщины имели слабую ориентацию на материнство, беременность и воспитание детей и очень враждебно относились к своим дочерям. Клан Тчамбули поощрял различные мужские и женские роли, но они здесь были перевернуты наоборот, с точки зрения наших западных стандартов. Мужчины были подавленными партнерами. Они создавали красивые безделушки и картины, много времени тратили на разговоры друг с дружкой, заботились о детях. Женщины, напортив, были энергичны и доминировали над мужчинами. Они не носили украшений, и регулировали экономику своей семьи. М. Мид делает вывод, что поведение мужчин и женщин вовсе не предопределено биологически, а является результатом социальных тренировок и ожиданий, которые различны для мужчин и женщин. Это является доминирующей точкой зрения среди ученых сегодняшнего дня.
  Научение гендерным ролям. Как мы уже видели, культура играет важнейшую роль в формировании мужского и женского поведения. Посредством различных агентов социализации, родителей, учителей, ровесников, игрушек, книг и многого другого, дети научаются поведению, соответствующему половым признакам. Процесс ролевой социализации иногда очень сложен и неуловим, а иногда прост и ясен. Он начинается с рождения и продолжается несколько лет, и даже во взрослые годы.
  Теории дифференциации сексуальных ролей
  Мы уже узнали, что мужчинам и женщинам постоянно предписывают различные социальные роли. Существуют занятия «для мальчиков» и «для девочек», «мужская» и «женская» работа, чисто «мужское» и чисто «женское» поведение. Предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей.
  Теория функционализма. Сторонники теории функционализма Талкотт Парсонс и Роберт Бэйлс высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.
  Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром — это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.
  Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бэйлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. В американском обществе инструментальная роль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа-отца нет дома в рабочее время, женщины стараются принять на себя основную заботу о детях, создавая в доме атмосферу любви и взаимной поддержки.
  Некоторые социологи утверждают, что эта теория слишком упрощает сложности сексуальных ролей в наше время. Они считают, что в ней лишь подтверждается правильность устаревших систем тендерных идеалов и тендерных ролей, которые (как мы убедились на примере племен из Новой Гвинеи, изученных Мид) по своей сущности вовсе не являются «неизбежными».
  Теория конфликта. Мнение Парсонса и Бэйлса о половых ролях основывается на убеждении, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами).
  Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на «сексуальную собственность». Вероятно, существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устройстве браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», на котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего сексуального партнера.
  Основная идея Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами:
  1) материальной зависимостью;
  2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.
  Имеет ли женщина богатого отца, который обеспечит ей приданое, или она бедная вдова? Может она рожать детей, или у нее слишком слабое здоровье? В более совершенных обществах (вроде нашего) женщинам позволено владеть богатством; им разрешается учиться и работать вне дома, это несколько увеличивает их стоимость при обмене. Коллинз пишет: «Тенденция к возрастанию экономической независимости женщин от мужчин означает, что сексуальные отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком; в период ухаживания между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения, при этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду благодаря своему очарованию или умению развлечь партнера; в обмен за это они получают сексуальное удовлетворение. Женщины, располагающие собственными материальными средствами, могут претендовать на выбор более привлекательного партнера».
  Неомарксистские теории. Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства — в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора. Хартманн рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом (господство мужчин над женщинами, принявшее форму твердой социальной системы) и экономической структурой. Она рассуждает следующим образом.
  1. Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Когда женщинам платят меньше за одну и ту же работу, им труднее платить «свою часть» за угощение при встречах с мужчинами или пригласить их куда- нибудь вместе развлечься.
  2. Низкий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама обеспечить для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует найти мужа, который может это сделать.
  3. Замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги «рядовой домашней хозяйки» — уборка, приготовление еды, топка печи, забота о детях, стирка, посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и пр. — стоили бы много тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно за их труд; в значительное мере напоминая рабов в период до Гражданской войны, они получают за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов.
  4. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу (например, микроволновых печей и пылесосов), поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.
  В аналогичной теории, предложенной Бэрроном и Норри-сом (1976), утверждается, что подчинение женщин является способом достижения гибкости рынка в условиях капитализма. Они разделяют рынок труда на первичный и вторичный секторы. К первичному сектору относятся сравнительно высокооплачиваемые и стабильные должности; вторичный сектор включает сравнительно низкооплачиваемую работу, отличающуюся повышенной текучестью кадров. Низкооплачиваемую работу (например, медицинских сестер, секретарей и парикмахеров) выполняют главным образом женщины; они составляют меньшинство на должностях, входящих в первичный сектор, например руководителя объединения, сенатора или владельца предприятия.
  Бэррон и Норрис утверждают, что существуют три основные причины, по которым капиталисты имеют возможность использовать женщин таким образом. Во-первых, женщины менее надежные работники, чем мужчины, ведь они всегда могут «уволиться» по семейным обстоятельствам. Хотя это кажется мифом, но обследования свидетельствуют о том, что большинство женщин вынуждены работать ради поддержания финансовой платежеспособности семьи; эта тенденция сохраняется несмотря на статистику. Во-вторых, женщины меньше дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят с работы по причине беременности. В-третьих, женщины, выполняющие низкооплачиваемую работу в канцеляриях или сфере обслуживания, лишены организаторских способностей мужчин из Объединенного профсоюза рабочих автомобильной и авиационной промышленности или профсоюза водителей грузового транспорта. (В связи с этим интересно отметить, что почти все руководители международного женского профсоюза работников швейной промышленности — мужчины.) Хотя, создав ряд профсоюзов, пытающихся объединить канцелярских служащих или защищать интересы руководителей среднего звена и канцелярских работников ради общего блага, женщины обычно не добивались особого успеха в деле формирования новых коллективных организаций.
  Неопсихоаналитическая теория. Мы уже упоминали точку зрения Чодоровой, что гендерные различия могут быть результатом тех образцов идентификации, которые были усвоены в детстве. Чодорова подробно изложила свою позицию, утверждая, что такой подход в большей мере соответствует действительности, чем объяснения, основанные на биологических половых различиях или анализе образцов сознательной социализации. Она начинает свое рассуждение, подчеркивая тот факт, что «женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек». В детстве и мальчики, и девочки в большей или меньшей мере отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей мере испытывают трудности, связанные с формированием мужского самосознания отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже всей жизни.
  Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и девочки сталкиваются со своими собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в школе, «псевдовоспитанием». Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую усваивают девочки: несмотря на то что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны мешать им быть «женственными» и в будущем стать женами и матерями.
  Каждая из этих теорий имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов, исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих конкурирующих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества.
  Сексуальное равенство: перспектива. Статус мужчин и женщин в обществе постоянно меняется, и, вероятно, эта тенденция сохранится. Необходимость перемен на экономическом, законодательном и бытовом уровне наводит на мысль, что этот процесс будет продолжаться в течение 80-х годов. Возрастает число мужчин, подвергающих сомнению основные принципы дифференциации сексуальных ролей, и такая переоценка ценностей приобретает глубокий смысл.
  Несмотря на значительное улучшение статуса женщин, мы узнали, что существует множество источников сопротивления дальнейшему прогрессу. Во-первых, это сопротивление связано с активной дискриминацией женщин со стороны мужчин, пытающихся сохранить свои привилегии, власть и богатство. Во-вторых, неравенство между мужчинами и женщинами глубоко укоренилось в большинстве наших социальных структур. Для дальнейшего продвижения вперед в этом направлении необходимы некоторые «уступки» на различных уровнях. Среди них следует отметить следующие меры:
  1) изменение образцов социализации, предрасполагающих женщин к примирению со своим подчиненным положением;
  2) изменение отношения мужей-отцов к своим домашним обязанностям, увеличение их участия в воспитании детей;
  3) повышение гибкости учебных программ и графиков работы в учреждениях, позволяющее родителям совмещать учебу в колледже или работу с неотложными семейными делами;
  4) создание новых возможностей для получения профессиональной помощи по уходу за детьми семьями из различных классов;
  5) полная отмена законов и постановлений, допускающих прямую или косвенную дискриминацию женщин.
  Подобно многим явлениям, сексуальное неравенство представляет собой часть более широкой системы общественного устройства. Чтобы это явление значительно изменилось, должна измениться и сама система.
  Движение в сторону андрогинного стандарта. Мало того, что изменяются установки в отношении женских ролей, сегодня появляется новое восприятие качеств, которые желанны для мужчин и женщин. Становится все очевиднее, например, что стереотипы сильного молчаливого мужчины и замкнутой, подавленной, покорной женщины, слишком неудобны для того, чтобы следовать им в реальной современной жизни. Современная жизнь в западных странах требует от обоих полов как силы и компетентности, так и мягкости и навыков межличностного общения. В результате осознания этого, люди двигаются в сторону так называемого стандарта андрогинности - совмещения в одном индивиде и мужских и женских характеристик. Андрогинного мужчину можно описать как настойчивого, уверенного в себе, ориентированного на достижения, но в то же время и как любящего, эмоционально восприимчивого и коммуникативного. Андрогинная женщина- любящая, эмоционально-отзывчивая, мягкая, но так же и настойчивая, независимая и уверенная в себе. Согласно Слексу и Хелмрейту, это движение в сторону андрогинности позитивно. Эти исследователи обнаружили, что у андрогинных людей лучше эмоциональное состояние и лучше социальное приспособление, чем у тех, кто живет согласно традиционным стандартам "мужественности" и "женственности" Они обнаружили, что андрогинные люди ориентированы на достижения, у них высокая самооценка, они социально компетентны и не имеют проблем с гендерной идентичностью.

 
© www.txtb.ru