Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2.1.1. Теория роли

  При обсуждении межличностного поведения, а особенно в браке и семье, важно понимание двух понятий, которые являются взаимозависимыми: роль и социальная позиция.
  Роль - поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус (социальную позицию).
  Социальная позиция - конкретное место в социальной группе, связанное с определенными правами и обязанностями.
  Каждая культура имеет свои ожидания, касающиеся роли отца/мужа и матери/жены. Эти ожидания в различных культурах могут быть разными и конкретная семья часто приспосабливает личностные потребности к ролевым ожиданиям и изменяющимся обстоятельствам.
  Сексуальные роли. Каждое общество имеет роли на основе пола, ряд ожиданий на основе мужественности и женственности. Эти ожидания меняются от культуры к культуре. М. Мид в своей книге “Женщина и мужчина” заметила, что биологические различия между полами разрослись в еще более различающиеся определения сексуальной роли в различных культурах: “По контрасту с телесными формами и функциями люди построили аналогии между солнцем и луной, днем и ночью, добром и злом, силой и нежностью. Иногда одни качества приписаны одному полу, в другой раз - другому”.
  Каждое общество имеет половые роли. Каждая культура распределяет множество человеческих черт между полами быстрее, чем определяет полный потенциал всех человеческих существ. Мид утверждает, что мужчин и женщин отличают “по способам их вкладов в создание будущих поколений”. Недавно в нашей культуре стали считать, что различия между мужчинами и женщинами могут быть гораздо менее важны, чем принято думать. Даже те, кто защищает гибкость в половых ролях, подверглись влиянию традиционных концепций мужчины и женщины.
  В большинстве западных обществ традиционная мужская роль ассоциируется со следующими характеристиками и ожиданиями: сила, доминантность, агрессия, компетентность и рациональность. Ожидается, что маскулинная личность будет контролировать личные эмоции и не будет выражать их импульсивно, за исключением, возможно, злости и других эмоций, которые связаны с агрессией. Эти роли, которые связаны с работой и главенством, называются инструментальными ролями.
  Необходимость в свидетельствах достижений, требуемых от мужчин во всех культурах, может увеличиваться из-за того факта, что женщины в каждой культуре имеют явные достижения в виде рождения детей. И мужчинам нужны очевидные свидетельства их собственных достижений. Во многих случаях областью мужских достижений являются те, в которые женщины автоматически не допускаются.
  Это не является свидетельством необходимости для мужчин подавлять женщин, но есть необходимость обрести уверенность в достижениях, и по этой причине, культуры часто определяют достижения как что-то, что женщины могут сделать или не могут, а не как что-то, что мужчины просто делают хорошо.
  Таким образом, в нашей культуре инструментальные черты, которые обычно включают компетентность и агрессию на рабочем месте и на игровом поле, стали относиться ко всей маскулинной сфере достижений. И нас убеждают, что женщины не могут быть компетентными или достигать чего-либо на рабочем месте и на игровом поле.
  В традиционной женской роли женщина демонстрирует экспрессивные характеристики. Этот термин используется социальными учеными для описания качеств, касающихся эмоций, проявления эмоций и эмоционального «вчувствования» при общении с другими людьми. От женщины ожидается, чтобы она была пассивной, по крайней мере, не агрессивной - воспитанной и нежной. Она должна быть кроткой, романтичной и зависимой, облегчать социальные взаимоотношения и демонстрировать любовь и понимание, а не агрессию и компетентность.
  Эти экспрессивные и инструментальные качества служат основой для социальной роли мужа и жены во многих браках, и до недавнего времени подкреплялись культурным идеалом брака. Подобные браки представляют собой устойчивое сотрудничество, основанное на различающихся, но взаимосвязанных “женских” и “мужских” навыках и интересах. Женский пассивный, воспитанный темперамент дополняется мужской агрессивной отвагой. Роли приписываются мужу и жене на основе этих “мужских” и “женских” черт.
  Мид и другие исследователи подчеркивают изменчивость сексуальной роли - изменение значений “мужественности” и “женственности” в различные исторические периоды и в различных культурах. Действительно есть некоторые объективные биологические различия. Но значит ли это, что “анатомия это судьба” как сказал З. Фрейд.
  Обусловливают ли биологические характеристики мужчин “быть мужчинами”, а женщин - “женщинами”. Или возможно, что то, что мы определили как мужественность и женственность, является просто результатом социализации?
  Эти вопросы остаются спорными, но сейчас у нас очень много эмпирических данных о сексуальных ролях. Когда Маккоби и Жаклин (1974) провели исследование сексуальных различий, то сделали вывод, что многие различия в большей степени являются результатом культурного обусловливания, а не биологических предпосылок.
  Ни одна из наблюдаемых характеристик не встречалась исключительно у какого-нибудь одного пола. Хотя мужчины склонны вести себя агрессивнее женщин, и эта характеристика имеет некоторое биологическое подкрепление в виде гормональных уровней, в любой культуре можно найти агрессивных женщин и пассивных мужчин. Кросскультурное исследование Гатмана (1975) демонстрирует, что агрессивность и пассивность меняются также на протяжении жизни конкретного мужчины или женщины. Многие характеристики перекрывают друг друга, с одинаковой частотой встречаясь как у мужчин, так и у женщин. Другое исследование определило, что андрогинное поведение, которое демонстрирует набор инструментальных и экспрессивных способностей, могло быть полезнее для решения различных проблем, чем традиционно разделяемое “мужское” и “женское” поведение. Андрогинные мужчины и женщины совмещают напористость и воспитанность, имеют ролевую гибкость, которая позволяет им использовать соответствующие черты по мере того, как они перемещаются из сферы интимных взаимоотношений в сферу профессиональную.
  Социологические исследования сексуальных ролей можно разделить на три уровня:
  Первый уровень - анализирует широкую картину социального разделения общества на доминирующие и подчиняющиеся группы. Когда исследователи рассматривают большие популяции, они обнаруживают, что мужчины как группа склонны довольствоваться большим количеством вознаграждений, чем женщины как группа.
  Второй уровень анализа заключается в рассмотрении разделения труда, обусловленного половой принадлежностью. В большинстве доиндустриальных стран мужчинам принадлежат роли в публичной сфере, а женщинам - в частной, особенно семейной. Таким образом, мужчины получают общественное вознаграждение и статус. Так как женщина производит товары и услуги для немедленного их употребления семьей или кланом, а не для использования в обществе - оказывается, что они обладают властью лишь в частной сфере.
  В современных обществах больше женщин работают, как в общественной, так и в частной сферах. Хотя характер труда в современных обществах изменился, и сейчас требуется меньшей физической силы, мужчины все еще продолжают доминировать в публичной сфере. Всеобъемлющее разделение власти или паттерн стратификации пока что не изменяется.
  На третьем уровне исследований выясняется, какие роли выбирают мужчины и женщины, когда есть возможность такого выбора. Исследования показывают, что женщины по сравнению с мужчинами предпочитают эгалитарные нормы. Мужчинам больше нравится традиционное распределение половых ролей. Предпочтение равенства более очевидно среди образованных людей. Недостатки образования способны усиливать конфликт по поводу равенства. Наиболее высокий потенциал для возможного конфликта - семьи, где женщины со временем меняют свою сексуальную роль, становясь более равноправными, чем мужья. В 21 год женщина может быть довольна традиционной ролью домохозяйки, в 38 лет с большим уровнем образования и опыта она может переориентироваться на большую степень равноправия. Даже в тех семьях, где муж и жена исполняют традиционные роли, представления мужа и жены различаются. Традиционная жена руководствуется девизом типа “если хорошо семье, хорошо и мне”, тогда как традиционный муж - “если мне хорошо, то и семье хорошо”. Если женщина начинает придерживаться более эгалитарных взглядов, она может изменить видение своего благополучия, переставляя акцент на собственное благополучие. Подобные изменения, естественно, потребуют их обсуждения. Женщины ясно осознают, что борьба за равноправие тесно связана с риском - большой потенциал для серьезного конфликта и даже возможного разрыва отношений. Многие женщины могут быть убежденными сторонницами равноправия, но они никогда не будут действовать согласно своим убеждениям, так как осознают всю опасность этого для их отношений.

 
© www.txtb.ru