Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.6. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

  Рассмотрев основные поведенческие отклонения, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
  Основные варианты социального поведения:
  1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
  2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
  3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:
  • креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;
  • девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
  4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.
  В заключении необходимо отметить ключевые моменты.
  Существует несколько объяснений понятия «норма»: статистическая норма, идеальная норма, социальная норма, субъективная норма, функциональная норма. В разных областях знаний понятие «нормы» будет иметь свое значение. В психологии аномального поведения нормы — это писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе.
  Аномальное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальной, статистической, субъективной и функциональной нормам.
  В психологии аномального поведения существует два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений — психологический и клинический.
  Выделяются три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
  Существует также понятие «патология», которая используется в более широком смысле. Патология — это любое отклонение от нормы, ненормальное состояние, при котором правильное функционирование становится невозможным. Признаками психической патологии являются отклонение от нормы (т.е. человек сильно отличается от других людей, склонен к крайностям, необычен, пожалуй, даже странен); постоянные душевные страдания (неприятные и удручающие для самого человека); психическая дисфункция, мешающая человеку надлежащим образом выполнять свои повседневные обязанности; и опасность, которую он в себе несет.
  Критериями идентификации аномального поведения являются: атипичность, социальная приемлемость, опасность, психологический дискомфорт (страдание), адаптивность, иррациональность.
  Модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина — дефект — картина проявления — следствия; другими словами: причина болезни — болезнь — плохое самочувствие — роль больного.
  Когда мы приступаем к обсуждению и оценке, чтобы в конечном итоге поставить определенный диагноз, то располагаем лишь указаниями на то, что болезнь предположительно имеет место: мы наблюдаем какое-то отклонение и оцениваем его как ненормальное и нуждающееся в изменении. Это предположение требует дополнительной проверки.
  Представления о психическом здоровье человека в высшей степени обусловлены историческим и социокультурным аспектами. Современное его понимание сводится в основном к следующему: психическое здоровье — состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее регуляцию поведения, адекватного условиям окружающей среды. В понятии психического здоровья отражены общественные и групповые нормы и ценности.
  Девиантное поведение [от позднелат. deviatio — отклонение] — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). К основным видам девиантного поведения относят преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение.
  Действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях, используется понятие «делинквентность» (от лат. delinquens — проступок, провинность). Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами.
  При рассмотрении вопроса о генезисе девиантного поведения акцент ставится на социально­психологических факторах.
  Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. Существуют классические социологические теории девиации: теории аномии или функционалистские теории девиации; теории Хирши и Реклесса; теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд); теория стигматизации; теорию конфликта.
  В заключение можно сказать, что не существует мыслей, чувств или поведения, которые были бы сами по себе аномальными. Нормальность каждого действия является относительной в связи со множеством других факторов и целиком не зависит от действия самого по себе. Все люди различаются в мыслях, чувствах и поведении. Исследователей в области психологии аномального поведения интересуют именно различия и их степень выраженности.

 
© www.txtb.ru