Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Лекция 17. Строительство сталинского социализма

  Учебные вопросы:
  1. Советская индустриализация.
  2. Создание колхозного строя.
  3. Культурная революция.

  1. Советская индустриализация
  «Индустриализация», означает процесс перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу. В свою очередь индустрия, означает машинную промышленность.
  С индустриализацией большевики связывали надежды не только с развитием народного хозяйства, но, пожалуй, что наиболее важно отметить, - с успешным строительством социализма в одной отдельно взятой стране.
  Поэтому далеко не случайно, развитие промышленности было подчинено политическим целям: машинизация производства, внедрение передовых технологий позволяли достичь более высокой производительности труда, что, по мнению большевиков, играло решающую роль в победе нового общественного строя.
  По мысли большевиков использование машин в аграрном секторе не только меняло характер крестьянского труда, но и создавало предпосылки для ликвидации крестьянства в его традиционном понимании, и превращении его в особую разновидность индустриального работника на земле.
  Индустриализацию необходимо было провести быстрыми темпами. Причем именно военная угроза в решающей степени определяла приоритеты индустриальных преобразований. Отсюда упор на создание тяжелой индустрии и строительство оборонных отраслей. (Так называемый сталинский вариант). Индустриальное строительство давало, в первую очередь, возможность создать мощный военно­промышленный комплекс и перевооружить армию.
  Вопрос о темпах со всей остротой выдвигал проблему изыскания источников финансирования. Поскольку режим был лишен возможности брать иностранные кредиты, то страна была обречена осуществлять индустриализацию с опорой на собственные силы. Советская индустриализация начала осуществляться на плановой основе с 1926 г. в рамках дальнейшего развития плана электрификации России (ГОЭЛРО). Особенно интенсивно и широко она развернулась в годы первых пятилеток. Первая пятилетка началась с октября 1928 года.
  Всего за годы предвоенных пятилеток в стране было создано и пущено в строй около девяти тысяч заводов и фабрик.
  Созданные в тридцатые годы в СССР производственные мощности дали возможность советским людям в труднейших условиях Великой Отечественной войны, выковать оружие Победы и разгромить фашистскую Германию.

  2. Создание колхозного строя
  Следует обратить внимание на то, что создание колхозного строя в СССР было обусловлено не только политическими, но и серьезными хозяйственно-экономическими причинами. Дело в том, что после уравнительного передела земли, весной 1918 г., большевики, сами того не подозревая, получили серьезную проблему - аграрный сектор превратился в однообразное море мелких осередняченных хозяйств.
  Социализация земли привела к деградации деревни и резкому падению товарности аграрного сектора. Деревня эпохи НЭПа все больше лимитировала возраставшие потребности государства, которое нередко строило свои отношения с крестьянством на основе неэквивалентного обмена, а нередко и прямого диктата. В этой связи противоречия между государством и крестьянством все больше обострялись.
  Первым серьезным симптомом этого обострения можно считать хлебозаготовительный кризис зимы 1927/28 годов показавший, что единоличное крестьянство не желает интегрироваться в сталинский социализм. Поэтому было принято решение ликвидировать его и заменить колхозным крестьянством, равнодушным, но зато послушным.
  Переход к массовой коллективизации начался летом 1929 г.
  Важной составной частью политики коллективизации была ликвидация кулачества. Удар по кулачеству был неразрывно связан с ликвидацией крестьянства как класса, и преследовал цель снизить сопротивление крестьянства, парализовать его сопротивление.
  Таким образом, большевистскому руководству удалось ликвидировать наиболее многочисленный в России класс мелких собственников, объективно враждебных природе нового общественного строя. При этом режим получал в свое распоряжение неограниченный ресурс деревни для обеспечения высоких темпов индустриализации, а значит и укрепления своей власти.
  Необходимо подчеркнуть, что создание колхозного строя, этого «оригинального изобретения» Сталина, вовсе не преследовало целей развития самой советской деревни. Создание колхозов преследовало сугубо прагматические цели и решало две взаимосвязанные проблемы: ликвидация единоличного крестьянства как класса мелких собственников, и превращение его в разновидность коллективного индустриального работника на земле, находившегося практически в полном распоряжении государства (колхоз, как форма кооперации, в сущности, был фикцией). С появлением колхозной системы государство получало возможность неограниченного выкачивания из деревни ее ресурсов и материальных и человеческих.

  3. Культурная революция
  Пожалуй, нигде с такой силой не проявилась противоречивость большевистской политики и ее результатов, как в области культурного строительства. Ее истоки коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества».
  Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели — построению нового коммунистического общества.
  На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Собственно, ничего революционного в этом не было, если не считать фактор тотального идеологического вмешательства партии в этот процесс. В начала 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8-10 лет в объеме четырех лет начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30­х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. Были созданы в республиках национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области, несомненно, были достигнуты успехи.
  Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений, и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Здесь имелись впечатляющие результаты. Была создана сеть ВУЗов, научных школ. Шел процесс зарождения национальной научно­технической интеллигенции.
  Вместе с тем гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда - уродливость и односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство.
  Однако, главная задача культурной революции - создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, естественно, так и не была решена.

  Вопросы:
  1. Почему большевики придавали такое важное значение осуществлению индустриализации?
  2. Чем можно объяснить необходимость высоких темпов индустриального строительства?
  3. Чем отличалась сталинская индустриализация от аналогичного процесса, проходившего в развитых западных странах?
  4. Какие причины побудили большевистское руководство к созданию колхозного строя?
  5. В чем состояла главная, стратегическая идея культурной революции?


 
© www.txtb.ru