Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Лекция 8. Послепетровская Россия

  Учебные вопросы:
  1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл.
  2. Время Елизаветы Петровны.
  3. Отечественная наука и культура.

  1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
  После смерти Петра I Россия вошла в полосу дворцовых переворотов, имевших далеко идущие последствия для страны. Хронологически это период с 1725 по 1762 гг. В это время на российском престоле находились: Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна Ивановна (1730-1740), Анна Леопольдовна (Иван VI) (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761), Петр III (1761-1762). В 1762 г. на престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II (1762-1796).
  Важным фактором, создававшим благоприятную почву для переворотов, был петровский «Устав о наследии престола», в котором престолонаследник определялся не властью закона, а личной волей самодержца. Такой непродуманный указ создавал широкий простор для произвола. Уже жена Петра - Екатерина I взошла на престол не на основе четкой правовой нормы, а при активной поддержке А.Д.Меншикова, возглавлявшего одну из придворных партий.
  При рассмотрении дворцовых переворотов важно проанализировать не только их содержание последствия но и исторический смысл. Важно отметить, что претенденты на российский престол широко использовали императорскую гвардию в качестве инструмента в борьбе за власть. В силу этого роль и значение гвардии значительно возросли. За свои услуги дворяне требовали от правителей социальных привилегий. Возрастание «дворянократии» было выражением слабости монархической власти, которая стала, по сути, заложницей «преторианской гвардии». Поэтому монархия и шла на «послабления» дворянству. Не случайно исследователи называют этот период началом формирования в России «дворянской монархии». В России фактически утверждается система «соправительства» самодержавия и дворянства.
  Важно при этом подчеркнуть, что, в целом, положительный процесс расширения прав и социальной свободы дворянства, достигавшийся, однако, с помощью весьма сомнительных средств, шел за счет дальнейшего закрепощения крестьянства. Это противоречие эпохи стало стержнем российского общественного прогресса. Оно серьезно искажало не только природу самодержавной власти, но и весь характер социальных отношений в обществе. Вследствие этого в стране постепенно усиливался раскол и обострялся социальный конфликт. Для России это имело далеко идущие исторические последствия.

  2. Время Елизаветы Петровны
  В ноябре 1741 г. в результате очередного дворцового переворота на российский престол взошла дочь Петра I - Елизавета Петровна. Обязанная своим восшествием на престол дворянству, Елизавета невольно должна была действовать на благо этого класса. Елизавета начала с того, что осыпала привилегиями гвардию. В Манифесте о своем восшествии на престол Елизавета оправдывала свое воцарение двумя факторами: просьбой верноподданных, особенно гвардейцев, и, будучи дочерью Петра I, - кровным родством с царствующим домом.
  Первое, что было предпринято Елизаветой - это удаление от всех руководящих постов иностранцев. По мнению С.Ф.Платонова в политике Елизаветы различимо вполне определенное направление, которое «заключалось в стремлении к началам Петра и к национальной политике». Изъявив править, как ее отец Петр I, она возродила петровскую структуру государственных органов. Была восстановлена и даже усилена роль Сената, возрождены магистраты и сословные органы городского управления и упразднен Кабинет министров. При Елизавете были образованы новые государственные учреждения. При высочайшем дворе была учреждена Конференция. Был создан Кабинет ее императорского величества, который был скорее ее личной канцелярией, что усиливало личную роль Елизаветы в управлении государством.
  Время Елизаветы это время начала «дворянократии».
  Постепенно в руки дворянства переходят все рычаги управления государством. В 1747 г. помещикам было разрешено продавать своих крестьян и дворовых людей кому угодно для поставки их в рекруты. Хотя сам Петр, в свое время, боролся с этим злом. Дворяне получили исключительное право владеть землей. Указом 1760 г. помещики получили право ссылать своих крепостных за неисправность в Сибирь с зачетом их в рекруты.
  Тем не менее, время правления Елизаветы было отмечено экономическим оживлением. Благодаря политике, которая проводилась под руководством П.И.Шувалова, были ликвидированы внутренние таможни, введен протекционистский внешнеторговый курс, повышена роль косвенных налогов, были созданы государственные дворянский и купеческий банки. В эпоху Елизаветы началось генеральное межевание и реорганизация денежного обращения. Для этого времени характерен процесс развития мануфактур и отечественной промышленности. Конец елизаветинского правления был омрачен Семилетней войной (1756­1763), которую вела Россия против Пруссии.

  3. Отечественная наука и культура
  Петровские преобразования в области просвещения позволили к началу второй четверти XVIII века сделать очередной шаг вперед в развитии отечественной науки и культуры. Развитие народного хозяйства, промышленного производства, освоение огромных пространств Сибири и дальнего Востока требовали развития научного и технического знания.
  Первым важным шагом на этом пути было создание Российской Академии наук, которая возникла в декабре 1725 г., вскоре после смерти Петра I. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Деятельность Академии носила чисто светский характер. Поскольку в России тогда практически не было научных кадров, поэтому на работу в Академию наук пригласили иностранцев. Наряду со случайными людьми и самозванцами в Россию приехали и крупные ученые. Среди них были математики Я.Герман, Н. и Д.Бернулли, Л.Эйлер, историки - Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер. Постепенно в Академии появляются отечественные ученые. Первым русским академиком был математик В.Е.Ададуров, несколько позднее в Академию было принято 7 русских ученых, и среди них М. В. Ломоносов, сыгравший огромную роль в истории Академии.
  Российская Академия наук с самого начала отличалась от академий западных стран. Она была свободна от богословия и ставила своей задачей не только разработку научных проблем, но и распространение знаний среди народа. Академия имела неплохую по тем временам техническую и производственную базы. При Академии находилась химическая лаборатория, физический кабинет, механическая и оптическая мастерские, в которых работал знаменитый русский изобретатель И.П.Кулибин. Академия быстро стала центром развития российской науки. Для подготовки отечественных кадров при Академии наук были учреждены Университет и гимназия. В 1755 г. в Москве был учрежден Московский университет, сыгравший огромную роль в развитии отечественной науки культуры. При нем первоначально была учреждена Академия художеств, вскоре выделившаяся в самостоятельное научное и учебное учреждение.
  Середина XVIII века это время развития отечественной светской литературы. Наиболее известными ее представителями являлись В.К.Тредиаковский и А.П. Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков. В эпоху Елизаветы в Ярославле появляется русский национальный театр, основателем которого был Ф.В.Волков.

  Вопросы:
  1. Какую роль сыграл петровский закон «о престолонаследии» в эпоху дворцовых переворотов?
  2. Какие цели преследовал Верховный Тайный Совет приглашая на престол из Курляндии Анну Ивановну?
  3. Как называли эпоху правления Анны Ивановны и почему?
  4. Как можно охарактеризовать положение крестьянства в период правления Елизаветы Петровны?
  5. В чем было отличие российской Академии наук от европейских Академий?

 
© www.txtb.ru