|
13.1. Социальные нормы и социальный контроль
Социальная роль включает в себя два тезиса полностью не совпадающих аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Характер человека выступает в качестве связующего звена между ними. Ролевые ожидания базируются на ролевых требованиях общества и социальных групп в виде предписаний, пожеланий и ожидания соответствующего поведения. Эти ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг конкретного социального статуса. В зависимости от характера требований можно выделить три категории норм: • нормы должностного или обязательного поведения; • нормы желательного поведения; • нормы возможного поведения. Социальная норма (от лат. норма - правило, образец) - это средство социальной регуляции поведения индивидов в социальных группах. Характеристики социальных норм: • полезность (всегда относительна, так как то, что полезно для одного субъекта, для другого - нет); • обязательность (также относительная, так как она изменчива в социальном пространстве); • фактическая реализация в поведении людей. Виды норм: правовые, моральные, культурные, политические, эстетические, организационные, религиозные. Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и обеспечивается со стороны общества определенными санкциями (юридическими, политическими, моральными). Социальный контроль - это механизм, совокупность средств, с помощью которых общество, социальная группа или организация обеспечивает следование сложившимся образцам поведения. Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом Г. Тардтом. Вначале он трактовался как способ возвращения преступника к нормальному, то есть соответствующему нормам поведению, впоследствии этот термин приобрел более широкое содержание. Так, американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, которое обеспечивает адекватное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и природой человека, а вследствие этого, «здоровый, социальный порядок». Р. Парк выделял три формы социального контроля: • элементарные (в основном принудительные) санкции; • общественное мнение; • социальные институты. Основными объектами социального контроля являются: • обычаи; • моральные нормы; • правовые нормы; • административные решения.
Выступая в качестве регулятора социального взаимодействия, социальный контроль может реализовываться следующими способами: 1. Самоконтроль. Личность знает основные моральные и правовые нормы общества или социальной общности и не поступает вопреки им. 2. Социализация. В процессе социализации у личности формируются качества, привычки и правила поведения в соответствии с установлениями общества или социальной общности. 3. Групповое требование. Каждая личность является членом какой-либо первичной социальной группы, которая имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм. Необходимым условием принадлежности индивида к социальной группе является принятие и соблюдение им своеобразного кодекса поведения данной группы. Нарушение сложившихся норм влечет, как правило, применение неформальных санкций (бойкот, ограничение общения, отторжение из группы и т. п.). 4. Принуждение. Это способ контроля, когда индивид осознанно не желает следовать общепринятым нормам и правилам, а общество или группа прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современном обществе существуют строго разработанные правила - набор санкций (групповых норм), применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм. На основе знания сущности социального контроля и способов его реализации можно построить систему или динамику социального контроля: 1. Индивидуальное действие, поступок личности в виде его взаимодействия с социальной средой (производственная, политическая, культурная, бытовая деятельность). 2. Реакция социальной среды на действия индивида. Эта реакция соответствует имеющейся в данном обществе шкале оценок. 3. Существующая в обществе или социальной группе система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Вышеназванная шкала оценок - производная этой системы. 4. Категоризация (то есть отнесение к определенному виду) поступка индивида и соответствующая оценка - одобрение, осуждение, неприятие и т. п. 5. Применяемые обществом или группой санкции. Социальные санкции Социальные санкции (от лат. санкцио - строжайшее постановление) - это меры воздействия, вознаграждение и/или наказание за социальные действия. Санкции вознаграждения следуют за конформизм - выполнение социальных норм, санкции наказания - за отклонение от них, девиантность. Выделяют следующие типы санкций: 1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений): награды, премии, ученые степени и звания и т. д. 2. Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций: похвала, признание, почет, слава. 3. Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные законами, указами, инструкциями и иными актами органов власти: арест, штраф, увольнение, отлучение от церкви и т. д. 4. Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными институтами: замечание, порицание, насмешка, злая шутка и т. д. Социальные санкции - это реакция на социальное поведение, которое бывает нормальным - соответствующим требованиям, и анормальным, или девиантным.
|
|