Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Понятие способа производства как основы понимания общества

  Наибольшее распространение в нашей стране имеет социологическое понимание общества как единства способа производства и соответствующих ему политических и идеологических надстроек. Способ производства, в свою очередь, трактуется как единство производительных сил и производственных отношений.
  Однако оказывается, что производительные силы и производственные отношения отражают собой разной широты явления. Под производственными отношениями обычно понимаются отношения людей друг с другом по поводу производства, обмена, распределения и потребления продуктов. Производительные же силы отражают собой лишь производственную сферу человеческой деятельности. Поскольку единство даёт нам понятие способа производства, то не ясно, что под последним понимать: или это есть лишь непосредственное производство продуктов потребления (как это следует из определения производительных сил), или сюда следует также включать и обмен, и распределение, и потребление данных продуктов (как следует из определения производственных отношений).
  Такой выбор очень важен. От него, по сути, зависит, что положить в основу понимания общества - или только труд как сферу производства средств к жизни, или труд и потребление, понимая под последним производство непосредственной жизни человека.
  В нашей философской и экономической литературе до сих пор господствует позиция, что основой общественной жизни является способ производства материальных благ. Однако всё большее число авторов ставят под сомнение это положение, справедливо полагая, что для жизни общества не менее важное значение имеет и производство услуг, а главное - производство самой человеческой жизни, её постоянное воспроизводство и функционирование.
  В реальной жизни эти две стороны общественного бытия (производство и потребление) не могут существовать друг без друга, они обусловливают своё существование как диалектические противоположные стороны единого процесса материальной жизни общества.
  Отсюда и производительные силы должны пониматься широко, как содержание понятия общества, включающее в себя совокупность элементов не только трудовой сферы общества, но и сферы потребления (воспроизводства человеческой жизни). Они должны включать в себя наряду с людьми, орудиями и предметами труда и продукты производства (или предметы потребления).
  Схематично это можно выразить так (Рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

  Первое, на что следует обратить внимание при рассмотрении этой схемы, что развитие производительных сил общества есть по сути разрешение противоречия между обществом и природой, смысл которого в преобразовании природы обществом, в создании второй искусственной природы.
  Человек (Ч) через технику (Т) воздействует на природу (П), посредством науки (Н) познаёт её. Кроме того, благодаря человеку одновременно происходит и развитие внутреннего контура системы Ч - Н - Ч - Т - Ч. Осуществляя взаимосвязь между наукой и техникой по этому контуру, человек тем самым постоянно совершенствует и воспроизводит вторую природу. Потребляя продукты производства (ПП), человек воспроизводит себя самого как человека.
  Таким образом, можно сказать, что производство материальной жизни по своей сути представляет единство двух противоположных моментов: труда (производство средств к жизни) и потребления (производство непосредственной жизни). В этом смысле производительные силы - часть общества, которая непосредственно противостоит природе. Они по сути есть совокупность элементов, из которых состоит общество.
  От уровня развития производительных сил зависит и производительность общественного труда в конкретный период, т. е. степень господства человека над природой. Поэтому уровень развития производительных сил является хотя и односторонним, но, в конечном счёте, решающим критерием прогресса общества, а деятельность в сфере труда и потребления лежит в основе любой другой деятельности.

 
© www.txtb.ru