Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Общефилософское представление об обществе

  Начинать изучение общества необходимо с общефилософского о нем представления.
  С чего здесь надо начать? Как и в любой науке, начать надо с основных понятий. Для философии как онтологии основным понятием является окружающий нас мир, который мы определяем в терминах материи и сознания. Трудность здесь в том, что они есть последние (предельные) объяснительные понятия науки. Поэтому формулируются не как все другие, через что-то более общее, а через противопоставление друг другу.
  Отсюда определение материи как объективной реальности, отражаемой нашим сознанием, а сознания - как субъективной реальности, являющейся свойством материи.
  Данную объективную и субъективную реальность изучают многие науки. В отличие от всех других наук, философия изучает их на самом общем уровне. Она изучает мир в целом.
  Какие законы развития мира в целом можно при таком подходе сформулировать?
  Мир не существует иначе как в развитии. При этом часто говорят не о развитии, а о движении. Думается, это неправильно, поскольку движение может быть в виде круговорота, в виде перехода одного в другое и наоборот. В мире же наблюдается именно развитие, а не движение.
  Что такое развитие? По Гегелю, развитие - рост богатства содержания. Т. е. высшее (В) всегда богаче по содержанию, чем низшее (Н), из которого оно вышло. В этом заключается парадокс развития мира в целом.

В = Н + д.

  Откуда берется эта добавка (д), если в мире нет ничего, кроме материи и сознания, которые представляют и высшее (В), и низшее (Н)? Над этим вопросом бились многие философы. Решить его можно, лишь признав, что развитие - свойство окружающего нас мира. Мир не может существовать не развиваясь, не разворачивая свое содержание в определенной последовательности.
  Мир развивается по магистральной линии развития. В самом деле, КАК развивается окружающая нас реальность? Гегель говорил о трех ступенях развития: механизм - химизм - организм. Однако такая схема неверна, поскольку дает понять, что одна ступень идет на смену другой. На самом деле это не так. Правильней будет говорить о четырех ступенях развития, где высшая ступень выходит из низшей, образуя магистральную линию развития, однако низшая остается, продолжая существовать как тупиковая линия развития. Названия ступеней развития материи могут быть: физическая, химическая, биологическая и социальная.
  При такой схеме развития сразу возникает вопрос: из какого низшего возникает высшее? Ответ - из оптимально развитого низшего. Основа жизни - углерод, азот, кислород, сера - элементы середины таблицы Менделеева, т.е. оптимально развитые в химическом отношении элементы. Человек произошел от дриопитеков, а не от слона, орла или других не универсальных видов животных.
  Отсюда следуют важные практические выводы:
  - о научных открытиях «специалистами-дилетантами»;
  - об использовании неиспользованного фонда материи и т.п.
  Низшее всегда сохраняет себя в высшем. Высшее никогда не есть совершенно новое. Оно всегда сохраняет в себе низшее в подчиненном виде, не нарушая его законов. Поэтому надо говорить:
  - о самостоятельности низшего в высшем;
  - о подчиненности низшего высшим.
  Отсюда опять важные практические выводы. Например, при смене строя при революциях надо говорить не об уничтожении, а о снятии противоречий старого, сохраняя все ценное, что там было.
  Развитие мира осуществляется на человека и посредством человека.
  Мир развивается по конусу. Вершиной конуса является человек. Это следует из наблюдений. Последовательность ступеней связана с уменьшением их удельного веса в мире. Живое вещество составляет 1/10000000 веса Земли и 1/1000000000000000 веса Галактики.
  По другому развитие идти не может. Если будет последовательная смена ступеней, то человек не сможет познать мир, т.к. возникнет что-то более сложное, чем он. Чтобы познавать мир, надо обладать универсальным богатством его содержания. Для этого человек как конечное существо должен отражать бесконечное богатство содержания окружающего его мира.
  Но разве развитие на человеке останавливается? Нет. Если количество ступеней вниз бесконечно, то и вверх оно тоже должно быть бесконечным. Бесконечное развитие мира реализует себя в конечном - человеке. Поскольку человек обладает универсальным богатством содержания, то он может и познавать и преобразовывать окружающий его мир, т.е. создавать вторую природу, открывая вторую ветвь бесконечности.
  Исходя из такого представления, можно выделить три ступени развития окружающего нас мира:
  1 - Природа - человек: отношение единства в рамках природы.
  2 - Природа - общество: отношение борьбы противоположностей.
  3 - Общество - природа: отношение единства в рамках общества.
  Таким образом, мы можем сказать, что общество - то, что противостоит природе, преобразуя ее в соответствии с законами развития окружающего нас мира.
  На этом, собственно, и кончается общефилософское представление об обществе, которое дается со стороны внешнего функционально-генетического подхода. Далее надо переходить к его социологическому пониманию, ведя исследование изнутри, в рамках структурно-генетического подхода.

 
© www.txtb.ru