Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке

  В XIX - начале XX века были заложены основы социологии как науки об обществе, определены её главные направления, теоретические концепции и методологические принципы. В дальнейшем идеи классической социологии принимались или отторгались, но развитие социологической науки в целом опиралось на достижения этого периода.
  В 30-х годах произошло окончательное отделение социологии от философии, этики, истории, права и других общественных наук. Установился новый стандарт социологического исследования как вида деятельности, сходного с опытными исследованиями в естественных науках.
  В период (30-е - начало 50-х годов) центр социологических исследований переместился из Европы в США, что во многом было связано с массовой эмиграцией ученых в канун Второй мировой войны. Наиболее характерной особенностью данного периода является господство в социологии эмпирического направления.
  В XX веке интенсивно шел процесс институционализации социологии как отрасли научного знания и учебной дисциплины. Быстрыми темпами развивалась организационная структура социологии: создавались многочисленные научно - исследовательские институты и центры, росло число национальных социологических ассоциаций, издается множество журналов, открыты кафедры и факультеты в вузах. Профессия социолога является престижной и широко востребованной на рынке труда.
  В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО была основана Международная социологическая ассоциация, объединившая национальные ассоциации, исследовательские центры и отдельных ученых. С 1950 года регулярно проводятся Всемирные социологические конгрессы.
  Таким образом, в XX веке социология развивалась "вширь" и "вглубь", охватывая большинство стран и совершенствуя методы изучения социальных явлений. В настоящее время наблюдается социологизация общественных наук, стремящихся рассматривать свои объекты в широком социальном контексте.
  Лицо современной западной социологии в значительной мере определяет неопозитивизм, который представляет собой не единую школу, а определенную ориентацию, сформировавшуюся в 20-х годах минувшего века. Суть неопозитивизма, достигшего в 50 - 80-е годы пика популярности благодаря своей прикладной функции, сводится к следующим принципам:
  1) социальные явления подчиняются тем же законам, что и природные;
  2) методы социального исследования должны быть такими же точными и объективными, как в естествознании;
  3) субъективные мотивы человеческого поведения должны исследоваться только через их открытые проявления;
  4) истинность понятий и выводов должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
  5) все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.
  Влиятельными школами современной социологии является структурный функционализм и теория социального конфликта.
  Концептуальные основы структурного функционализма наиболее полно разработаны известным американским ученым Талкотом Парсонсом (1902-1979), последователем Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Понятие «структурный функционализм» употребляется в двух значениях: 1 )название школы в социологии с базовой идеей социального порядка, в котором согласие (консенсус) доминирует над конфликтом; 2) метод исследования, который исходит из того, что деятельность элементов системы программируется ее структурой.
  Ключевая категория концепции Т.Парсонса - категория равновесия. Благодаря равновесию системы, согласованию ее элементов поддерживается социальный порядок. Нарушение равновесия ведет к дестабилизации или даже гибели системы. Поэтому основная задача социологии - предложить рекомендации для поддержания равновесия системы, а значит и стабилизации общества.
  Согласно Т.Парсонсу, любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
  - приспособление к окружающей среде (адаптация);
  - определение и достижение целей (целедостижение);
  - координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
  - снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (поддержание образца).
  На уровне общества функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, функцию поддержания образца - институты семьи, образования, религии.
  Т.Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс упорядочения системных отношений, повышения сложности систем и увеличения их возможностей для удовлетворения своих потребностей.
  Важное место в концепции Т.Парсонса занимает категория социального действия. От физического и биологического действия его отличают: 1) наличие символических механизмов регуляции (язык, традиции, ценности); 2) нормативность индивидуального поведения, т.е. его зависимость от принятых в данном обществе правил и норм; 3) субъективность мотивации действий.
  Разработанная Т. Парсонсом модель социального действия состоит из трех элементов: 1) деятель; 2) ситуация; 3) ориентация деятеля на ситуацию. Деятель - это активный индивид или социальная группа, способные ставить перед собой цеолб, определять способы ее достижения. Ситуация - это различные физические, социальные, культурные факторы, от которых зависит действие. Ориентация деятеля - это его ожидания от партнеров, стремление получить поддержку с их стороны.
  Представления об обществе, основанные на структурном функционализме, длительное время господствовали в западной социологии. Однако с течением времени они были подвергнуты критике, справедливость которой признал сам Т.Парсонс.
  Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития социальных систем, ориентировался на поддержание равновесия внутри них и согласование интересов различных подсистем. Эта позиция основывалась на опыте функционирования общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном стабильности.
  Попытку совершенствования структурного функционализма предпринял неоэволюционизм Т.Парсонс совместно с Э.Шиллсом сместили акцент с анализа структур на анализ их функций. Кроме того, они объяснили усложнение социальных систем дифференциацией ролей, выполняемых индивидами. В результате этой корректировки содержание социальной эволюции свелось лишь к увеличению адаптивности системы.
  Попытку преодолеть метафизичность структурно - функционального подхода предпринял Р.Мертон. Он акцентировал внимание на проблеме явных и латентных функций социальной деятельности. Явные, по Р.Мертону, это те функции, которые известны участникам социальной деятельности и подразумеваются ими. Латентные - это такие последствия деятельности, о которых ее участники не знают. Согласно Р.Мертону. значительная часть социологического объяснения любого явления должна состоять в раскрытии латентных функций социальных институтов и человеческой деятельности.
  Р.Мертон активно разрабатывал проблему дисфункций социальных систем. т.е. их отклонения от нормативных моделей. Преодоление дисфункций он связывал либо с приспособлением социальных систем к существующему порядку, либо с определенным изменением самих норм.
  На основе полемики со структурным функционализмом возникли теории социального конфликта. Создатели этих теорий Л. Козер, Р.Дарендорф, Р.Миллс критиковали Т. Парсонса по следующим направлениям: во-первых, за чрезмерный акцент на проблеме социального равновесия и согласия в обществе; во-вторых, за упрощенное понимание конфликта как дисфункции в социальной системе, которая создает помехи в её деятельности и даже угрозу существованию; в-третьих, за недооценку роли материальных интересов в поведении людей и радикальных изменений в жизни общества.
  Теории социального конфликта исходят из следующей посылки: в основе развития общества лежит не согласие и интеграция, а борьба социальных групп и индивидов за власть, изменение социального статуса, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.
  Представители данного направления подчеркивают ценность социальных конфликтов как фактора, стимулирующего обновление общества. Согласно этой позиции, конфликты не должны игнорироваться или подавляться, а подлежат урегулированию и разрешению посредством переговоров, посредничества, арбитража и т. п. В качестве наиболее благоприятной социальной среды для обеспечения стабильности рассматривается демократическое, открытое, высокомобильное общество, в котором их развертывание и протекание может быть максимально институциализировано и формализовано.
  В структуре современной западной социологии выделяют две большие группы теорий - макросоциологические и микросоциологические.
  Макросоциологические теории изучают социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур. К их числу относятся технократические концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества, сформировавшиеся под влиянием идей Э. Дюркгейма и М. Вебера. Микросоциологические теории акцентируют внимание на изучении поведения людей и их социальных взаимосвязей. Основными микросоциологическими теориям и являются символический интеракционизм, феноменология и теория социального обмена.

 
© www.txtb.ru