Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Микросоциологические теории

  Для микросоциологических теорий характерен акцент на изучении внутреннего мира человека и побудительных мотивов его деятельности. Эта традиция, связанная с именем М. Вебера, стала доминирующей в конце XX века. Она представлена символическим интеракционизмом (Дж. Мид, Г. Блюмер), феноменологией (А. Шюц, Г. Лукманн) и теорией социального обмена (Дж.Хоманс, Г.Блау).
  Символический интеракционизм возник как реакция на пренебрежение структурно-функционалистскими теориями межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основатель этой теории Дж. Мид понимал личность как продукт социального развития, а механизм ее формирования видел в ролевом взаимодействии.
  Согласно теории символического интеракционизма существуют две ступени социального взаимодействия: 1 ) общение с помощью жестов, прообраз языка; 2) символически опосредованное общение с помощью языка. Специфика языкового общения состоит в том, что оно:
  - порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом;
  - позволяет поставить себя на место другого человека;
  - позволяет видеть себя глазами другого человека.
  Феноменология, обоснованная в работах австрийского философа А. Шюца, исходит из того, что социальные события лишь кажутся объективными. В действительности они представляют собой мнения индивидов об этих событиях. Эти мнения и должны быть в центре внимания социологов.
  Теория социального обмена, одним из создателей которой был Дж.Хоманс, в анализе социальных явлений и процессов буквально основывается на бихевиоризме (буквально «наука о поведении»).Согласно Дж.Хомансу, социальное взаимодействие представляет собой процесс обмена, участники которого стремятся к максимизации выгод и минимизации затрат. Обмен определяется следующими принципами:
  - принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
  - принцип стимула: если стимул позволил добиться успеха, то в случае его повторения будет воспроизводиться данный тип действия;
  - принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше необходимо усилий для его достижения;
  - принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
  Попытки Дж.Хоманса с помощью этих принципов объяснить процессы, происходящие на макроуровне, выявили эвристическую ограниченность «теории социального обмена».
  В последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва между макро- и микросоциологией. Решение этой актуальной проблемы открыло бы перспективу перехода к качественно новому этапу в развитии социологии.

Контрольные вопросы

  1 . Когда произошло окончательное отделение социологии от других общественных наук?
  2. Какие конкретные формы носил процесс институционализации социологии в ХХ веке?
  3. Какое направление является наиболее влиятельным в современной социологии? Назовите его основные принципы.
  4. Раскройте содержание структурного функционализма и теории социального конфликта.
  5. Какие теории относятся к числу макросоциологических и что они изучают?
  6. Охарактеризуйте основные макросоциологические теории.
  7. Раскройте содержание микросоциологических теорий.

 
© www.txtb.ru