Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.2. Демографический кризис как угроза социальной безопасности современной России

  Развитие России в ХХ в. представляет собой яркий пример недооценки властью объективной противоречивости демографических и недемографических интересов, использования упрощенных методов снятия этого противоречия. Демографическими интересами страны просто пренебрегали.
  Политический, социально-экономический кризис в России конца 1980-х гг. ХХ - начала ХХ! вв. оказал свое негативное воздействие на различные стороны жизни российского общества, в том числе и на демографическую ситуацию в стране. Начиная с 1992 г., численность населения начала медленно, но неуклонно уменьшаться. Так, если к 1992 г. население России насчитывало 148,7 (148,3) млн человек, то к 1995 г. оно уменьшилось до 147,9 млн человек и продолжает снижаться, достигнув в 2002 г. отметки в 145,2 млн человек.
  Кроме того, произошло падение уровня рождаемости населения. Если в 1995 г. он составлял 1,3 %, то в 1999 г. - уже 1,17. По оценкам демографов, данная тенденция будет иметь продолжение в сторону снижения до уровня 1,05 % к 2025 г.
  Уменьшилась средняя продолжительность жизни как женщин (весьма незначительно), так и мужчин. При сохранении существующей тенденции продолжительность жизни мужчин может снизиться с 57,6 лет до 54,0 лет в 2025 г.
  Уменьшение естественного прироста населения оказывает свое воздействие на старение населения в России. Если в 1995 г. средний возраст населения страны составлял 36 лет, то даже в случае оптимистического сценария развития демографической ситуации в 2025 г. средний возраст будет составлять порядка 40 лет, а в случае развития пессимистического сценария - еще большую величину - 42 года.
  В связи со старением населения увеличивается отношение числа работающих к числу лиц старшего поколения. Если в России в 1995 г. на двух граждан старше 60 лет приходилось 7 человек рабочего возраста (от 15 до 59 лет), то, исходя из анализа существующей демографической динамики, делаются прогнозы о том, что после 2010 г. до 2025 г. отношение числа работающих к числу лиц старшего поколения упадет до уровня шести, а в случае пессимистического развития ситуации и до пяти работающих на каждое лицо старшего поколения.
  Изменяется территориальное распределение населения, связанное с внутренними миграциями и региональными различиями в уровне рождаемости и смертности. Особо острая ситуация складывается на Дальнем Востоке. По самым оптимистическим подсчетам доля населения России, проживающая в Дальневосточном экономико-географическом регионе, уменьшится с 5,2 % в 1995 г. до 3,5 % в 2025 г. с одновременным уменьшением численности населения с 7,6 млн человек до 4,1 млн человек.
  Сокращение населения, а также сопровождающее его демографическое старение затрудняют решение экономических, социальных, геополитических и прочих задач и потому создают угрозы для национальной безопасности страны во всех ее аспектах.
  На протяжении ХХ в. сокращение численности населения России наблюдается уже в четвертый раз, причем первые три раза оно было намного более сильным. Но в отличие от предыдущих периодов, когда убыль населения была обусловлена острейшими социальными потрясениями - Первой мировой и Гражданской войнами, голодом и репрессиями 1930-х гг., Второй мировой войной, нынешнее сокращение вызвано устойчивыми изменениями в массовом демографическом поведении населения. Именно они привели к снижению рождаемости. Данный процесс связывается не только с достаточно тяжелым экономическим положением большинства российских семей, в особенности молодых и многодетных, но и с переориентацией общества на иные культурные ценности, дальнейшей эмансипацией женщин и другими факторами социокультурного плана. Поэтому сейчас преодолеть убыль населения намного труднее, чем в предыдущие три раза, когда ее главной причиной были временные катастрофические подъемы смертности. С их окончанием снова появлялся положительный естественный прирост, и прежняя численность населения восстанавливалась. Теперь же рассчитывать на ее восстановление за счет естественного прироста не приходится, так что убыль населения России может принять затяжной характер.
  Долговременное сокращение населения - явление необычное, но пока оно не создает для России каких-то принципиально новых условий и не несет новых угроз ни ее экономической и социальной безопасности, ни геополитическому положению. По переписи 1897 г. число жителей Российской империи составляло 129 млн человек, или 8 % мирового населения. По сравнению с другими государствами Россия была страной с многочисленным населением. По сравнению с собственной территорией Россия всегда оставалась малонаселенной страной, плотность ее населения была низка.
  Территория современной России примерно на четверть меньше территории СССР или Российской империи. Плотность населения несколько повысилась, но остается низкой. Сейчас население страны насчитывает 145,2 млн человек. Это примерно 2,5 % мирового населения. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г. Россия занимала седьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн человек), Индии (1025 млн человек), США (286 млн человек), Индонезии (215 млн человек), Бразилии (173 млн человек), и Пакистана (146 млн человек).
  Таким образом, к существовавшей всегда ограниченности населения России по сравнению с ее территорией в настоящий момент стала ощущаться относительная ограниченность населения на фоне растущего мирового населения. Причем эта ограниченность неустранима при самых оптимистических предположениях о развитии демографической ситуации в стране.
  Итоговые демографические показатели России в конце XX - начале XXI вв. оказались крайне противоречивы. С одной стороны, в течение ХХ в. в стране была создана современная система здравоохранения. Экономический рост расширял возможности ее поддержания и совершенствования. Проводились крупномасштабные мероприятия по массовой вакцинации населения и оздоровлению городской среды, происходили общие изменения в образе жизни людей, повышался уровень их образованности и информированности. Все это способствовало снижению смертности, особенно детской, и оказывало положительное влияние на рост численности населения.
  С другой стороны, в течение XX в. Россию неоднократно сотрясали социальные катастрофы, действовавшие на позитивную динамику роста населения в противоположном направлении. Они периодически приводили к резким подъемам смертности и огромным демографическим потерям. Во время таких кризисов общество оказывалось отброшенным назад. Демографическая безопасность вольно или невольно приносилась в жертву другим целям, считавшимся более важными.
  Кризисные подъемы смертности лишили страну значительного прироста населения, которым обычно сопровождаются ранние этапы демографического перехода. По оценкам демографов, если бы Россия избежала этих катастроф, число ее жителей сегодня могло бы быть на 100 - 120 млн больше.
  Кроме того, после окончания Второй мировой войны СССР оказался втянут в новую, так называемую «холодную», войну. Не обладая реальной экономической мощью, чтобы соревноваться с США и другими странами НАТО, СССР мог поддерживать военно-стратегический паритет с ними и статус великой державы, только жертвуя чем-то. Одной из жертв оказалось собственное население, его физическая безопасность. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить рост затрат (в текущих ценах) на охрану здоровья в разных странах в 1960-80-е гг.: в СССР он был в 4-6 раз меньше, чем в США, Франции или Японии. Экономия расходов на здравоохранение (и на многое другое) была не единственным источником ресурсов, позволявшим СССР какое-то время поддерживать статус великой державы.
  Другим важным источником доходов государственного бюджета еще со времен царя Алексея Михайловича была продажа алкогольных напитков. Практически постоянный рост производства и продажи алкоголя, неумеренное его потребление населением страны нанесло серьезный ущерб физическому и нравственному здоровью народа, оказало негативное влияние на продолжительность жизни населения. То есть при формировании доходной части бюджета демографическая безопасность приносилась в жертву «государственной безопасности», статусу великой державы, поскольку поддержание этого статуса требовало значительных финансовых ресурсов.
  Сразу после Второй мировой войны, когда многим казалось, что эпоха потрясений осталась позади, смертность среди населения СССР некоторое время довольно быстро снижалась, а ожидаемая продолжительность жизни росла, приближаясь к уровню других крупных промышленных стран. К началу 1960-х гг. отставание СССР по этому показателю от западных стран стало наименьшим за всю историю XX в. Однако затем благоприятная тенденция прервалась, отставание от большинства индустриально развитых стран снова стало увеличиваться. В СССР начался затяжной эпидемиологический кризис. Борьба с новыми, вышедшими на первый план причинами смерти оказалась неэффективной, советское здравоохранение не смогло расширить контроль над теми факторами смертности, которые определяли ее уровень во второй половине ХХ в. В целом период с середины 1960-х гг. до наших дней характеризуется неблагоприятной динамикой смертности и ожидаемой продолжительности жизни в России. На протяжении всего этого времени продолжительность жизни в индустриально развитых странах росла, а отставание СССР от них увеличивалось.
  Решение проблемы снижения смертности надолго стало одной из главных целей безопасности, стоящих перед современной Россией. Но, как отмечают демографы, даже если смертность будет снижаться, на итоговые характеристики воспроизводства населения в стране это обстоятельство повлияет мало. Его динамика зависит как от рождаемости, так и от смертности, однако в современных условиях ключевым управляющим параметром динамики народонаселения в большей степени является уровень рождаемости. Именно слишком низкий уровень рождаемости обусловливает отрицательный естественный прирост населения в стране.
  Казалось бы, есть простой и очевидный рецепт для преодоления возникшего кризиса и возвращения к растущему или хотя бы не убывающему населению - необходимо повысить рождаемость. Но попытки целого ряда стран мира, прежде всего Западной Европы, повысить рождаемость оказались малоуспешными. Причиной этого явились изменения в демографическом поведении людей во всех промышленных, городских обществах. Рождение детей стало делом свободного выбора родителей и регулируется только господствующей системой ценностей и предпочтений. Место ребенка заняли новые ценности современного мира - карьера, бизнес, деньги, иные жизненные блага.
  Другой причиной, оказывающей свое негативное воздействие на численность населения, является уровень культуры населения России в сфере планирования семейной жизни. Советское государство тормозило развитие консультационной помощи в сфере планирования семьи, в течение некоторого периода времени запрещало аборты, не развивало производство противозачаточных средств. Несмотря на это, рождаемость продолжала падать, а безопасность жизни матери и ребенка оказалась намного ниже, чем на Западе.
  В 1955 г. в СССР был отменен запрет на производство абортов по желанию женщины, а запрета на производство и распространение противозачаточных средств никогда не существовало, так что формально свобода репродуктивного выбора сохраняется в России уже более 40 лет. Однако официальное признание репродуктивных прав не было подкреплено соответствующими усилиями по созданию материальных условий для их реализации. В частности, население России никогда не располагало ни достаточной информацией о способах предотвращения беременности, ни надлежащим выбором противозачаточных средств.
  В результате на протяжении всей советской истории преобладающим методом регулирования деторождения был искусственный аборт, и такое положение сохраняется до сих пор. Россия принадлежит к числу мировых лидеров по числу абортов: в ней производится более 200 абортов на 100 родов. По этому показателю она опережает страны Западной Европы в 8 - 10 и более раз. При этом аборт в России крайне опасен для здоровья и жизни. Смертность женщин, связанная с абортом, в России хотя и снижается, но все еще в 15-20 раз выше, чем в странах Европейского Союза. На ее долю приходится почти четверть всей материнской смертности. Уже в 1980 г. ее уровень более чем в пять раз превышал средний уровень стран Европейского Союза или США. В настоящий момент из-за намного более быстрого снижения материнской смертности на Западе разрыв увеличился и стал почти девятикратным.
  Низкая культура контрацепции обрекает миллионы женщин на опасный, вредный для здоровья и негуманный аборт и повышает риск материнской смертности, она же служит одной из причин быстрого распространения среди мужчин и женщин инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, прежде всего сифилиса. Заболеваемость сифилисом приобрела эпидемический характер: с 1990 по 1997 г. она увеличилась в 52 раза. Быстро растет и заболеваемость СПИДом.
  Другим немаловажным аспектом, отрицательно влияющим на воспроизводство населения, является уровень младенческой смертности. Сейчас в России смертность среди новорожденных в два-четыре раза выше, чем в странах Западной Европы, США или Японии.
  Мероприятия по устранению или минимизации влияния этих отрицательных моментов на воспроизводство населения могли бы оказать серьезное благоприятное воздействие на рост численности населения в современной России. Большинство современных отечественных демографов сходятся во мнении, что реальные действия органов власти России в этом направлении, а не малообоснованные призывы к гражданам страны могут привести к реальным позитивным результатам.
  В этой связи двойственное чувство (надежды и скепсиса) вызывают у специалистов предложения Президента РФ В. В. Путина по преодолению демографического кризиса в стране, содержащиеся в Послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г.
  В указанном послании Президент страны обозначил три основных направления в решении демографической проблемы:
  первое - снизить смертность;
  второе - осуществлять эффективную миграционную политику;
  третье - повысить рождаемость.
  Для реализации этих направлений президент России призвал обратить внимание на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, в которых в России ежегодно гибнет порядка 35 тыс. человек и еще 250 тысяч получает различные травмы. Ввести меры по пресечению ввоза и производства суррогатной алкогольной продукции. Усилить работу по профилактике и лечению сердечно-сосудистых и иных заболеваний, дающих высокий процент смертности среди населения страны.
  Что касается совершенствования миграционной политики, то, с точки зрения Президента РФ, приоритетным направлением должно быть привлечение из-за рубежа наших соотечественников. Необходимо стимулировать приток в страну квалифицированных, образованных и законопослушных мигрантов.
  По сути дела, впервые за последние десятилетия первое лицо государства заявило о необходимости проведения политики по «сбережению народа» и стимулированию рождаемости. С точки зрения Президента страны, стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи.
  Анализируя содержание предложений Президента по стимулированию рождаемости, которые в основном сводятся к финансовой поддержке семей, желающих или уже имеющих детей, можно отметить, что отечественный и мировой опыт указывают на то, что эта цель может оказаться недостижимой. Тогда единственным источником пополнения скудеющих демографических ресурсов России становится миграция.
  Во времена существования Советского Союза казалось, что привлечение мигрантов является исключительно уделом стран «загнивающего» Запада. В СССР же районы демографической депрессии (в том числе и РСФСР) соседствовали с районами, переживавшими демографический взрыв (республики Средней Азии, прежде всего Узбекская и Таджикская ССР). Соответственно, демографическая «подпитка» депрессивных районов рассматривалась исключительно как проблема внутренней миграции. Переток населения из «трудоизбыточных» в «трудонедостаточные» районы считался желательным и предусматривался планами народнохозяйственного развития страны. Действительные масштабы такого перетока были сравнительно небольшими и обычно не оправдывали ожиданий центральных планирующих органов, однако Россия (и другие европейские республики Союза ССР), ощущая присутствие среднеазиатского «демографического тыла», чувствовала себя в относительной безопасности. Распад СССР, совпавший по времени с усилением давно нараставших депопуляционных тенденций и обнаживший демографические проблемы России, заставил по-новому взглянуть на перспективы дальнейшего демографического развития страны и роль миграции в обеспечении роста населения России.
  Вплоть до 1990-х гг. определяющим фактором роста населения в РСФСР был естественный прирост, который постепенно снижался. С 1955 до 1975 г. он сочетался с миграционным оттоком, но с избытком перекрывал его. С 1975 г. рост населения шел как за счет естественного прироста, так и за счет миграционного притока из других республик СССР. Вплоть до 1990 г. доля этого притока не превышала четверти общего прироста.
  С 1992 г. роль миграции в обеспечении роста населения России резко изменилась. Она превратилась в единственный источник увеличения численности населения страны. Приток мигрантов из стран СНГ в 1990е гг. в значительной степени смягчил последствия демографического кризиса в России. Если в 1992 г. положительный баланс внешней миграции составил порядка 172 тыс. человек, то в 1994 г. эта цифра возросла до 810 тыс. человек. Начиная с 1995 г., объем ежегодно въезжающих в Россию легальных мигрантов стал уменьшаться. Если в 1995 г. он упал до 502 тыс. человек, то в настоящий момент составляет чуть более 200 тыс. человек ежегодно.
  Но даже возросшие объемы чистой миграции не смогли перекрыть довольно значительную естественную убыль населения. Тем не менее, по оценкам большинства демографов, именно положительная чистая миграция служит сейчас и может служить в будущем единственным реальным источником, препятствующим сокращению численности населения России. Например, отечественные демографы А. Г. Вишневский и Е.М. Андреев, рассматривавшие различные гипотезы развития демографической ситуации в России, указывают, что только для поддержания неизменной численности населения на протяжении ближайших 50 лет совокупный объем чистой миграции в Россию должен составлять от 35 млн человек (или 650 тыс. в год) в случае благоприятной эволюции рождаемости и смертности и до 65 млн (или около 1,4 млн в год) - при их неблагоприятной динамике.
  В современной ситуации, хотя население России и так является самым многочисленным в Европе, все же его недостаточно, если учитывать огромное территориальное пространство страны. Именно данное обстоятельство делает весьма важным не только сохранение теперешней численности населения на ее сегодняшнем уровне, но и ее рост.
  По оценкам А. Г. Вишневского и Е. М. Андреева, чтобы в России наблюдался прирост населения всего лишь на 0,5 % в год, миграционный прирост как основной источник увеличения численности населения в ближайшие 50 лет должен составлять от 76 млн (в случае благоприятного сценария соотношения рождаемости и смертности внутри России) до 118 млн человек (в случае неблагоприятного сценария развития демографической ситуации), что составляет соответственно 1,5 - 2,4 млн человек в год.С другой стороны, как указывает С. Панарин, встав на путь приема иммигрантов, Россия неизбежно столкнется с проблемой адаптации мигрантов. Это, правда, в меньшей степени относится к репатриации русских или обрусевших из бывших республик СССР. Сейчас она находится на первом плане, и ее потоки будут преобладать еще какое-то время. Но России не удастся избежать более масштабных миграций титульного населения из перенаселенных стран, и в этом смысле ее положение даже более опасно, чем, скажем, у стран Западной Европы. Принимающие иммигрантов страны Западной Европы не граничат со странами выхода, тогда как Россия имеет общую границу с государствами Центральной Азии и особенно с перенаселенным Китаем. Иммиграция из Китая на российский Дальний Восток и в Сибирь уже порождает серьезную обеспокоенность, поскольку, по весьма приблизительным оценкам отечественных исследователей, только в северных провинциях Китая проживает порядка 65 млн человек, потенциально готовых мигрировать и поселиться на российской территории Дальнего Востока. Всего в Китае к концу 1990-х гг. насчитывалось около 250 млн безработных, среди которых весьма сильны настроения на осуществление эмиграции из Китая.
  Нелегальная миграция из Китая в Россию уже стала фактом нашей жизни. Уже в конце 1990-х гг. численность китайцев, проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока, оценивалась цифрой от 250 тыс. человек до 600 тыс. и даже 1 млн человек. С разрастанием ее масштабов она может стать источником международной напряженности и межнациональных столкновений.
  Все это указывает на необходимость продуманной миграционной политики, не закрывающей двери для желательной (по демографическим соображениям) иммиграции, но и не открывающей их слишком широко и бесконтрольно.
  По сути, в настоящий момент привлечение мигрантов из стран СНГ является единственно возможной и наименее проблемной мерой по преодолению демографического кризиса и возвращению положительной динамики роста населения в России.
  Подводя итог, следует отметить следующее:
  • во-первых, отмеченное в России в начале ХХ в. снижение смертности позволяло ожидать одновременного и быстрого повышения защищенности жизни каждого гражданина и связанного с этим ускорения естественного прироста населения страны. Перспективы повышения демографической безопасности России выглядели тогда очень обнадеживающими. Однако на деле эти ожидания сбылись далеко не полностью. Должного уровня демографической безопасности страны достигнуть так и не удалось;
  • во-вторых, огромные демографические потери первой, а отчасти и второй половины XX в. не позволили реализовать высокий потенциал демографического роста России. Наверстать упущенное уже невозможно. В XXI в. Россия вступила в условия, когда естественный прирост населения - главный источник демографического роста, еще в начале XX в. казавшийся почти безграничным, практически полностью иссяк;
  • в-третьих, в настоящий момент перед государством стоит несколько главных задач по обеспечению демографической безопасности. Первая из них - это задача снижения смертности, повышения безопасности индивидуального выживания и продолжительности жизни. Вторая задача - задача коллективного выживания, противодействия депопуляции, решаемая или посредством повышения рождаемости, или путем расширения иммиграции.
  Судя по мировому опыту, добровольное значительное повышение рождаемости сейчас маловероятно. Демонстрируют свою неэффективность и попытки добиться ее подъема с помощью прямого или косвенного принуждения, различного рода запретов. К тому же попытки такого рода создают угрозу правам человека и подрывают социальный аспект человеческой безопасности.
  Использование иммиграции для пополнения демографических ресурсов страны, напротив, вполне возможно. Поэтому уже сейчас необходимо очень серьезно задуматься над проблемами иммиграции в Россию. Конечно, этот путь тоже далеко не безопасен.
  В настоящее время органы государственной власти и управления России в лице ее Президента, Правительства, палат Федерального собрания, региональных и местных органов власти и управления оказались в ситуации, когда они уже не могут не обращать внимание на решение демографических проблем. Причина этого состоит в том, что невнимание к ним уже в ближайшие годы вызовет ряд новых проблем, причем не только демографического плана, но и экономического, политического, геополитического, военного, социального и иного характера.

 
© www.txtb.ru