Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.1.3. Психогимнастика как метод групповой психологической работы

  Психогимнастика — это методический прием, который используется в ходе всего тренинга и помогает в решении следующих задач:
  • достижение эффективности тренинга,
  • выполнения поставленных перед тренингом целей.
  Психогимнастика — это широкий круг разнообразных упражнений: письменных и устных, вербальных невербальных, рисуночных, танцевальных и т.д.
  В работе группы присутствуют два плана: содержательный и личностный. Эмоциональный план — это групповая атмосфера на фоне, которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого отдельного участника группы.
  Содержательный план тренинга соответствует основной, содержательной цели тренинга. Он зависит от того, что является объектом воздействия в группе: установки, умения, когнитивные структуры.
  Соответственно выделяют два типа психогимнастических упражнений:
  1. Упражнения, направленные на изменение состояния группы как целого или состояния каждого участника в отдельности,
  2. Упражнения, направленные на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга.
  К упражнениям, направленным на эмоциональную атмосферу в тренинге относятся упражнения на создание:
  • работоспособности группы в начале тренинга;
  • работоспособности группы в начале дня;
  • на поддержание и восстановление работоспособности;
  • на снятие тревожности.
  Примеры упражнений содержательного плана:
  • на установление контакта, восприятия и понимание эмоционального состояния другого;
  • на отработку навыков приема и передачи информации;
  • на отработку навыков слушания;
  • на формирование обратной личностной связи.
  Для планирования и проведения упражнений надо учитывать следующие моменты:
  1. правильный выбор упражнения;
  2. инструктирование перед его выполнением;
  3. остановка и обсуждение упражнения.
  Выбор упражнения.
  Ориентируемся на следующие аспекты:
  1. Что должно произойти в результате упражнения:
  • изменение состояния группы как целого;
  • изменение состояния каждого участника в отдельности;
  • получить материал для продвижения вперед в содержательном плане;
  • отработать одну из задач содержательного плана тренинга.
  2. На каком этапе находится группа — чем она свободнее, чем непринужденнее чувствуют себя участники, тем раскованнее могут быть упражнения.
  3. Состав группы: социально-демографические данные (пол, возраст), физические данные.
  4. Время дня: в начале целесообразны упражнения на отключение от забот, проблем, не относящихся к группе, включить в ситуацию «здесь и теперь»; во второй половине — упражнения на снятие усталости, эмоциональное напряжение.
  Инструкция — четкая, ясная лаконичная, должна содержать достаточную и необходимую информацию, не следует перегружать деталями, уточнениями, можно продемонстрировать. Приступать к упражнению после того, как все поняли и знают, что надо делать.
  Остановка и обсуждение упражнения.
  Остановка упражнения может быть разными способами:
  1. тренер заранее оговаривает условия окончания;
  2. заранее оговаривает время;
  3. само упражнение подразумевает конец.
  Обсуждение упражнения:
  1. Чем в большей степени упражнение ориентированно на получение содержательной информации, тем больше времени стоит его обсуждать.
  2. Если упражнение на изменение состояния группы или отдельных участников, обсуждение может быть кратким: «Как вы себя чувствуете, как настроение?».

 
© www.txtb.ru