Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы

  Не меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровые методы. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности. В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит, 50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам. В игре задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как метод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего и активного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.
  Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальт-терапии и психодраме.
  Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник, цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование).
  Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э., в китайской игре «Вей-Хай», а также в более поздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военных игр.
  Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование — замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительно играм взрослых. Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.
  В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1) социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5) социально-культурные и т.д.
  По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игры можно подразделить на два основных типа игровых методов:
  1. Операционные игры.
  2. Ролевые игры.
  К операционным играм относят:
  1. организационно-деятельностные (ОДИ)
  2. деловые (ДИ)
  3. учебные или дидактические игры.
  Общие характеристики операционных игр:
  1. имеют сценарий;
  2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;
  3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения, т. е. участник группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события;
  4. минусы операционных игр:
  • делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный аспект формализован по сравнению с реальностью;
  • игровая иммитационная модель упрощает действительность.
  Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствует.
  Организационно-деятельностные игры делятся на:
  • проектировочные игры — решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформирование существующих организационных структур;
  • проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;
  • исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в экономических, социальных, общественных науках.
  Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания по заданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называют иммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческих решений.
  Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.
  Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущий является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.
  Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основным игровым методом, используемым в СПТ.
  Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономические и производственные, но социально-культурные системы.
  Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществе личность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальным контекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, на работе — студенты и преподаватели и т. д. В зависимости от того, кто мы в данном социальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть: профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, в которых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода) и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.
  В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают вести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли является естественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всего жизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей, которые он играет.
  Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра — метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.
  Простейшая форма ролевой игры.
  Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате участники групп узнают нечто об этом человеке и ситуации. Таким образом, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут опробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.

Другие формы ролевой игры.

Другие формы ролевой игры.

  Во время разыгрывания ролей в ходе игры человек практикует поведенческие модели, которые, как считаются, соответствуют определенной роли.
  Цель игры — игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации.
  Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли.
  В ролевой игре задается:
  1. определенная ситуация — дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий, и указываются ограничительные моменты;
  2. описываются роли — дается характеристика людей, включенных в ситуацию.
  Ролевые игры с элементами драматизации — метод СПТ для совершенствования личности, разработанный М. Форвергом. В условиях игры участника группы сталкивают с ситуациями сходными с теми, которые характерны для его реальной жизни и деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых более эффективных коммуникативных навыков. Обучающая ценность ролевой игры связана со способностью человека лучше усваивать динамические процессы. Активные действия в ролевой игре выступают как основные составляющие успешности СПТ. Эффект ролевых игр зависит не просто от выполнения действий, а также от чувственно-познавательной эго-вовлеченности индивида. Хотя в ходе ролевой игры основным компонентом выступает действие, оно не возникает само по себе, а является результатом включения всех систем психического функционирования индивида (эмоционального, когнитивного, поведенческого).
  Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, выполнение действия приводит к расширению осознания самого себя.
  Значение ролевой игры для межличностного общения и групповой работы в целом.
  В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающей техникой. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях:
  1. обучать простым коммуникативным навыкам;
  2. продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей;
  3. исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.
  Виды ролевых игр:
  1. разогревающие;
  2. ролевые игры с конфликтным содержанием;
  3. ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.
  В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения ролевой игры.
  Схема обсуждения ролевых игр.
  После игры наблюдатели высказывают свои суждения:
  • какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре;
  • каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование;
  • какие ролевые позиции характерны для участников общения;
  • какие приемы использовали участники для установления контакта;
  • какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении;
  • можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников;
  • кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.
  Далее свои впечатления высказывают участники ролевой игры:
  • какие чувства вы испытывали при общении с партнером;
  • какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их;
  • почему вы выбрали такой стиль или способ поведения;
  • можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт;
  • какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал.
  Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно по следующим причинам:
  1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты".
  2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения:
  • закрепляются новые поведенческие навыки;
  • обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми;
  • тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
  Игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условии для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.
  Необходимо указать, что существуют свои преимущества и недостатки ролевой игры как у любого другого метода, используемого в групповой психологической работе. Преимущества ролевой игры :
  1. Помогает участнику выразить свои чувства.
  2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы.
  3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
  4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия.
  5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие.
  6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему.
  7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
  8. Изменяет установки.
  9. Учит контролировать чувства и эмоции.
  Недостатки ролевой игры :
  1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.
  2. Упрощения могут вводить в заблуждение.
  3. Уходит много времени.
  4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.
  5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего.
  6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.
  7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.


 
© www.txtb.ru