Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.1.1. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы

  Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж. Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других, старших или младших детей.
  Далее К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятие творческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия повышает мотивации и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
  Был проведен социально-психологический эксперимент.
  Исследователи поставили задачу изменить отношение домохозяек к новым, пищевым продуктам.
  1- ой группе — была прочитана убедительная лекция по данному вопросу. В результате только 3% женщин впоследствии попытались прибегнуть к советам эксперта.
  2- ой группе — была организована дискуссия на тему преимущества использования тех же продуктов. В результате 32% женщин стали использовать раннее игнорируемые продукты.
  Причины данного эффекта:
  • в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,
  • дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников.
  Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
  Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.
  По структурированности:
  1. структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки").
  2. неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
  По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии:
  1. тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;
  2. биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
  3. интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализутся принцип «здесь и теперь».
  4. дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую- либо задачу.
  Преимущества групповой дискуссии.
  1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.
  2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам и вопросам.
  3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.
  Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий.
  1. обучение участников анализу реальных ситуации;
  2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;
  3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного;
  4. учит преодолевать приверженность старым образцам;
  5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;
  6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.
  Основные стратегии ведения дискуссии.
  1. свободное ведение дискуссии.
  2. программированное ведение.
  3. компромиссная форма.
  Свободное ведение дискуссии.
  Основные характеристики:
  • внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики;
  • ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;
  • участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно только на самих себя;
  • сложна в реализации;
  • доступна высококвалифицированному специалисту.
  Пример: роджерианские группы.
  Программированное ведение групповой дискуссии.
  Характеристики:
  • наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы для обсуждения и способы их проработки;
  • плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;
  • минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность участников, порождает желание во всем положиться на ведущего группы.
  Компромиссная форма ведения дискуссии.
  Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной стратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.
  Основные фазы процедуры дискуссии:
  1. фаза ориентировки;
  2. фаза оценки;
  3. завершающая фаза.
  Каждой фазе соответствуют определенные шаги:
  1. определение целей и темы дискуссии (ориентировки);
  2. сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);
  3. упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);
  4. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями.
  Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингента участников (могут быть дискуссии с «открытым концом»).
  Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственной интерпретации или единственного решения — почти всегда возможны альтернативы. Психологические эффекты дискуссии:
  1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;
  2. результат в течение групповых занятий;
  3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.
  Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

 
© www.txtb.ru