|
1.3.4. Фаза введения ориентировочных основ (ФВОО)
Цель: — подготовить участников группы к переобучению новым правилам поведения;— запрограммировать сознание участников группы на правила оптимального поведения. Задачи: 1. вернуть всем участникам группы уверенность в себе, 2. собрать все установки членов группы воедино, 3. ввести в сознание участников группы новые правила поведения, 4. поднять уровень саморегуляции поведения с импульсивного до сознательно контролируемого проявления нового поведения. Характеристики ФВОО: 1. появляется желание научиться вести себя по-другому; 2. преобладает желание продолжить тренинг с учетом ошибок и разочарований; 3. группа вновь обретает своё лицо и переходит на 3 этап развития — дифференциации групповой структуры и возникновения новой иерархии. ФВОО — кульминационный момент СПТ поведения, так как происходит переход с импульсивного поведения на рациональное, которое задается предлагаемыми тренером правилами. При этом чем лучше удалась лабилизация, тем выше позитивный эффект тренинга. Начало ФВОО — это сообщение группе моделей и правил поведения, которыми она должна овладеть и по которым она будет работать. Можно в устной форме, можно в письменной форме. Ориентировочные основы — это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге. В каждом упражнении есть психологическая основа, которая раскрывается тренером в начале упражнения в виде информирования или в конце упражнения в ходе обсуждения (рефлексии). Введение новых правил поведения происходит после фазы лабилизации, когда участники группы осознали неадекватность привычных приемов поведения, и вследствие этого личность «размята» и психологически готова к восприятию новых моделей поведения. Типы ориентировочных основ (упражнений в тренинге) : 1. Демонстрируется образец поведения, которое считается правильным или целесообразным, но не указываются условия и границы правильного поведения. 2. Демонстрируется образец правильного поведения и одновременно оговариваются границы правильного поведения. Упражнение повторяется с последующей критической оценкой. Фаза введения ориентировочных основ должна протекать на 2-3ий день тренинга, так как нужно достаточное количество времени для последующей работы. Лучше начать ФВОО с игры. Далее наступает фаза овладения приемами поведения. Фазы ФВОО и ФОПП постоянно чередуются, дополняются, слиты.
|
|