Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.3.4. Фаза введения ориентировочных основ (ФВОО)

  Цель: — подготовить участников группы к переобучению новым правилам поведения;— запрограммировать сознание участников группы на правила оптимального поведения.
  Задачи:
  1. вернуть всем участникам группы уверенность в себе,
  2. собрать все установки членов группы воедино,
  3. ввести в сознание участников группы новые правила поведения,
  4. поднять уровень саморегуляции поведения с импульсивного до сознательно контролируемого проявления нового поведения.
  Характеристики ФВОО:
  1. появляется желание научиться вести себя по-другому;
  2. преобладает желание продолжить тренинг с учетом ошибок и разочарований;
  3. группа вновь обретает своё лицо и переходит на 3 этап развития — дифференциации групповой структуры и возникновения новой иерархии.
  ФВОО — кульминационный момент СПТ поведения, так как происходит переход с импульсивного поведения на рациональное, которое задается предлагаемыми тренером правилами.
  При этом чем лучше удалась лабилизация, тем выше позитивный эффект тренинга. Начало ФВОО — это сообщение группе моделей и правил поведения, которыми она должна овладеть и по которым она будет работать. Можно в устной форме, можно в письменной форме.
  Ориентировочные основы — это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге. В каждом упражнении есть психологическая основа, которая раскрывается тренером в начале упражнения в виде информирования или в конце упражнения в ходе обсуждения (рефлексии).
  Введение новых правил поведения происходит после фазы лабилизации, когда участники группы осознали неадекватность привычных приемов поведения, и вследствие этого личность «размята» и психологически готова к восприятию новых моделей поведения.
  Типы ориентировочных основ (упражнений в тренинге) :
  1. Демонстрируется образец поведения, которое считается правильным или целесообразным, но не указываются условия и границы правильного поведения.
  2. Демонстрируется образец правильного поведения и одновременно оговариваются границы правильного поведения. Упражнение повторяется с последующей критической оценкой.
  Фаза введения ориентировочных основ должна протекать на 2-3ий день тренинга, так как нужно достаточное количество времени для последующей работы. Лучше начать ФВОО с игры. Далее наступает фаза овладения приемами поведения.
  Фазы ФВОО и ФОПП постоянно чередуются, дополняются, слиты.

 
© www.txtb.ru