Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.3.3. Фаза лабилизации социально-психологического тренинга

  Цель фазы: коррекция самооценки личности.
  Задачи фазы: эмоциональная встряска личности.
  С точки зрения СПТ поведения Форверга, суть метода лабилизации состоит в следующем.
  Сначала участникам тренинга необходимо показать, что их знания и навыки не способствуют решению актуальных задач, поставленных в ходе тренинга. Осознание участниками неадекватности привычных форм и моделей поведения вызывает переживание гаммы чувств: тревога, уныние, неверие в свои способности. Далее тренер предлагает участникам новые приемы поведения, которые позволяют эффективно решать поставленные задачи и достигнуть цели тренинга.
  Но лабилизация — это процесс куда более многогранный и сложный. И в его основе лежат не только осознание неадекватности привычных форм поведения, но и осознание участниками группы неадекватности представлений о самих себе.
  Лабилизация — это эмоциональная встряска личности, переживание многообразия чувств, которое возникает вследствие осознания личностью неадекватности привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.
  Лабилизация означает конфликт личности с собой в силу самонеадекватности. Конфликт между возникшим новым пониманием себя и сложившимися представлениями о себе. Это вызывает переживания, которые могут иметь диапазон от легкой тревоги до панического страха, кроме того она может порождать чувство стыда, вины, разочарования, раздражения, агрессии, неуверенности, беспомощности.
  С точки зрения личностно-оринтированных тренингов лабилизация является основой или запускающим механизмом, способствующим развитию и изменению личности.
  Психологический механизм лабилизации.
  Состояния, сопровождающие процесс лабилизации, обусловлены страхом изменить свой образ «Я», свою «Я» концепцию.
  Личность в ходе процесса самопознания самоидентифицируется с теми или иными социальными ролями, формами поведения, набором качественных характеристик (добрый, отзывчивый, ироничный) с внешними критериями (большой, толстый, красивый). Таким образом, личность выстраивает определенную «Я» концепцию.
  Для нас важна статичность, неизменность «Я» образа, мы стремимся его не расшатывать. Способы, которые мы используем для этого следующие:
  а) механизмы психологической защиты по З. Фрейду;
  б) подбираем для общения людей, чьё представление о нас совпадает с нашими представлениями;
  в) мы презентируем себя так, как нас воспринимают другие.
  От самоидентификации зависит самооценка. Самооценка — эмоциональное оценочное отношение к себе, которое формируется на основе самопознания и на основе сравнения с другими людьми. Следствием самооценки является самоуважение. Личность имеет глубинные бессознательные установки на восприятие себя всамоутверждающих ролях и позициях. Это в целом позитивное восприятие себя выражается в формировании неадекватных и стереотипных самооценок.
  В ходе лабилизации идет процесс осознания неадекватности представлений о себе, своей самооценки. Например, я воспринимаю себя как приветливого, общительного человека, а в ходе обратной связи большинство участников говорит обо мне как о хмуром, озабоченном человеке. Таким образом, идет расшатывание самооценки, под угрозой оказывается неизменность «Я» образа, самоидентификация. Отсюда тревога, страх, переживание многообразия чувств. Чем больше неадекватность самооценки, чем больше она занижена или завышена, тем быстрее начинается и более выражена лабилизация. Обычно личность не хочет лабилизации, защищается от нее. Первые действия индивида будут импульсивными (часто аффективно-агрессивными), за ними стоит неуверенность в себе.
  Содержанием лабилизации чаще является страх за свою репутацию в глазах других участников группы. Эффект лабилизации тем больше, чем он неожиданней, чем более остро обозначены грани внутриличностного конфликта, а также чем больше существующий страх перед изменением своего «Я» образа.
  Лабилизация вызывает скрытый конфликт между желанием быть активным и в то же время не показать своих слабостей. В ходе тренинга эффект лабилизации зависит от степени активности участников группы, от атмосферы доверия в группе от незаметности подготовки лабилизирующего упражнения. О самом процессе лабилизации тренер не говорит, он просто указывает, может пережить в ходе работы в группе неприятные моменты, увидеть себя с неизвестной, негативной стороны. Ведущий проговаривает, что изменение поведения всегда болезненно. О самом процессе лабилизации никогда не рассказывается, это профессиональное знание тренера. Если у участника группы возникает потребность индивидуально поговорить с ведущим надо дать ему эту возможность. Сама группа — лучший психотерапевт. Любая группа психотерапевтичней любого ведущего.
  Каждый отдельный член группы переживает лабилизацию гетерохронно, т.е. индивидуально в свой момент. Можно назвать эту фазу фазой агрессии, конфликта. Для некоторых участников лабилизация отсутствует. Есть программы, которые не включают её, но часто само воздействие группы является лабилизирующим.
  Важным механизмом лабилизации является механизм подражания или заражения. Группа лабилизируется, если лабилизация охватывает сначала наиболее влиятельных членов группы. Но если он легко справился с этим, это может вызвать эффект подражания и снизить интенсивность процесса у других. Нужно помнить, что без лабилизации снижается эффект тренинга. Интенсивная, короткая лабилизация дает максимальный эффект. После лабилизации возникает чувство облегчения, в последующем к ней относятся спокойней.
  Эмоциональный итог тренинга — это достижение лабилизации.
  Происходит на 2-3 ий день тренинга.
  Признаки прохождения фазы лабилизации.
  1. участники группы перенесли состояние тревоги или страха относительно собственной неадекватности в группе при выполнении упражнений, требующих самораскрытия;
  2. участники ощутили определенные переживания неуверенности, беспомощности при выполнении упражнений;
  3. когда у участников возникает потребность овладеть правильными формами поведения в пережитых ситуациях;
  4. возникают вопросы у участников типа «Что следует дальше?».

 
© www.txtb.ru