Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2.2. Психологические типологии

  В психологических типологиях личности определенные группы людей выделяются на основе различий в характере, направленности (обращенности) сознания и внимания индивидов на себя или вовне, в уровне психоэмоциональной лабильности человека, в доминировании тех или иных психологических процессов, функций, свойств (интеллект, эмоции, ощущения, интуиция, воля и т.д.) и других параметров.
  Типология на основе акцентуации личности.
  Среди типологий по различиям в характере рассмотрим типологию, немецкого психиатра К. Леонгарда, основанную на концепции акцентуации личности.
  Характер - это ядро психосоциальных наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Характер - это сплав темперамента, врожденных свойств высшей нервной деятельности и приобретенных в личном социальном опыте. Акцентуация характера, т.е. «заострение», гипертрофия отдельных свойств личности (в пределах нормы), по К.Леонгарду, имеет место у 20-50% людей, особенно у подростков и юношей и выражается в разных формах - от легких, малозаметных форм до крайних форм, близких к психопатии (психопатия - патологическое отклонение характера, ведущее к неадекватной адаптации личности к среде). По мнению К.Леонгарда, все черты личности можно подразделить на основные и дополнительные. Основные черты личности являются ее фундаментом, определяют психическое здоровье, социализацию и адаптацию. При воздействии неблагоприятных факторов эти черты личности могут трансформироваться в патологический характер и пагубно влиять на индивида. В целом же в акцентуациях характера заложены возможности позитивного, так и негативного поведения. К. Леонгард выделил 10 типов, разделенных на две группы, акцентуированных личностей:
  Четыре типа, основаны на акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый), шесть других типов основаны на акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно­экзальтированный, эмотивный). Поведение данных акцентуированных личностей характеризуется следующими особенностями:
  1. Демонстративный тип. Эти люди всегда стремятся быть в центре внимания; своих целей могут добиваться любой ценой (скандалы, болезни, слезы, наряды, флирт, ложь, хвастовство и пр.); легко забывают о своих неблаговидных поступках; обладают высокой приспосабливаемостью к людям; обходительны, упорны, целенаправленны, имеют хорошие актерские способности, могут увлекать других; склонность к истерическим реакциям в случае ущемления интересов, критики, недооценки заслуг; угнетает монотонная работа, узкий круг общения. Негативные черты: эгоистичность, лживость, хвастовство, самоуверенность, склонность к интригам, высокие притязания, необузданность в поведении, конфликтность. Предпочтительная деятельность - работа с меняющимися кратковременными контактами.
  2. Педантичный тип. Эти люди отличаются добросовестностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах; обладают ровным настроением. Негативные черты: формалисты, аккуратность до занудства; важные решения стремятся переложить на других; на конфликты способны в случае недооценки их заслуг; склонны к навязчивым состояниям, психостении. Предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, бумажная работа. Эти люди не склонны менять место работы.
  3. Застревающий тип. Эти люди склонны акцентировать внимание на своих чувствах, не могут забыть обид; стремятся добиться высоких результатов в любом деле, требовательны к себе, жаждут справедливости, принципиальные, имеют твердые устоявшиеся взгляды. Негативные черты: излишняя обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, гипертрофированное стремление к справедливости, самолюбие, склонны к конфликтам в случае задетого самолюбия, обиды, ревности. Возможны мания подозрительности, «бред преследования» и т.д.; склонны к затяжным склокам на службе и в быту, несговорчивы, делят окружающих на врагов и друзей, властолюбивы, способны к чрезмерному «нравоучительству». Предпочтительна работа, где можно проявить себя и свою независимость.
  4. Возбудимый тип. Эти люди отличаются добросовестностью, аккуратностью, любовью к детям. Негативные черты: повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость; возможна как маскировка льстивость, услужливость; склонность к хамству, нецензурным выражениям или к молчаливости, замкнутости в беседе, конфликтность, в т.ч. с начальством, неуживчивость в коллективе; в семье деспотичны и жестоки; вспыльчивость, вспышки гнева и ярости с рукоприкладством; ослабление контроля над влечениями. В поведении нередки невротические срывы, психопатии, правонарушения (аморализм, антиобщественные поступки, злоупотребление алкоголем и т.п.). Предпочтительна работа, связанная с физическим трудом, атлетические виды спорта. В связи с неуживчивостью часто меняют место работы.
  5. Гипертимный тип. Люди этого типа отличаются большой подвижностью, общительны, болтливы, с выраженной жестикуляцией, мимикой, чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству; шумны; любят компании сверстников и стремятся ими командовать; у них обычно хорошее настроение, самочувствие, хороший аппетит и сон, склонны к чревоугодию и другим радостям жизни; обладают завышенной самооценкой, деловиты, изобретательны, хорошие собеседники; умеют развлекать других, энергичны, деятельны, инициативны, веселы, легкомысленны, поверхностны. Негативные черты: для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно если встречают сильное противодействие и терпят неудачу; склонны к аморальным поступкам, раздражительности, прожектерству; с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Склонны к заболеванию маниакально-депрессивным психозом. Энергия часто направлена на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь. Предпочтительна работа, связанная с постоянным общением - организаторская деятельность, спорт, служба сбыта, театр. Имеют склонность к смене места работы и профессии.
  6. Дистимический тип. Эти люди характеризуются серьезным, даже подавленным настроением, медлительны, слабой воле; пессимистично оценивают будущее, имеют заниженную самооценку, низкую контактность, немногословны в беседе, нередко молчаливы; домоседы, индивидуалисты, избегают шумных компаний, ведут замкнутый образ жизни; часто угрюмы, заторможены, склонны фиксировать внимание на теневых сторонах жизни; добросовестны, ценят дружбу и готовы подчиняться друзьям; располагают обостренным чувством справедливости. Негативные черты: склонны к невротическим реакциям (депрессиям), пассивность, замедленность мышления, «отрыв от коллектива». Предпочтительна работа без широкого круга общения.
  7. Тревожно-боязливый тип (психастенический). Люди данного типа отличаются низкой контактностью, минорным настроением, неуверенностью в себе; дети этого типа боятся темноты, животных, опасаются оставаться одни, не любят шумных компаний сверстников, тяжело переживают разного рода испытания (экзамены, проверки и т.п.); проявляют робость, застенчивость, нередко стесняются отвечать перед классом; охотно подчиняются опеке старших; рано формируется чувство долга, ответственности, высшие моральные принципы; в конфликты вступают редко, в них играют пассивную роль, ищут поддержки и опоры; обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью; часто служат «козлами отпущения», мишенями для шуток; склонны к психастении. Негативные черты: крайняя нерешительность, чувство неполноценности, обидчивость, неумение постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях, боязливость, мнительность. Предпочтительны виды работы, не связанные с лидерством, с необходимостью принимать ответственные решения.
  8. Циклотимический тип. Люди этого типа отличаются сменой гипертимных и дистимных состояний; часты смены настроения; зависят от внешних событий - радостные события вызывают картины гипертимии (жажда деятельности, повышенная говорливость, скачки мыслей; печальные события ведут к подавленному настроению, замедленности реакций и мышления. У подростков- циклотимиков выделяются два вида - типичные и лабильные циклоиды; типичные циклоиды в детстве кажутся гипертимными, но затем проявляют вялость, упадок сил, падение аппетита, бессонница (или наоборот, сонливость), на замечания реагируют грубостью, гневом, впадая при этом в уныние и депрессию (вплоть до попыток суицида), учатся неровно, с трудом; у лабильных циклоидов смена настроения происходит быстрее, чем у типичных; настроение влияет на самооценку; имеет место в некоторых случаях маниакально­депрессивный психоз. Негативные черты: резкая смена настроения.
  Предпочтительная деятельность зависит от цикла настроения; склонны к смене места работы.
  9. Экзальтированный (аффективный) тип. Для людей этого типа характерна способность к резкому изменению настроения, ярко выраженная эмоциональность, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; у них развиты чувства альтруизма, сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, способность восхищаться и восторгаться; они привязаны к друзьям, улыбчивы, ярко переживают чувства радости, наслаждения, счастья; легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Негативные черты: способны быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты в поведении и чувствах, чрезмерно впечатлительны, патетичны; неудачи, печальные события воспринимают трагически; склонны к невротической депрессии. Предпочтительная работа - сфера искусств, художественные виды спорта; профессии, связанные с близостью к природе.
  10. Эмотивный тип. Люди данного типа характеризуются чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоко переживают замечания, критику, неудачи; часто печально - грустное настроение, предпочитают узкий круг друзей и близких, которые их понимают с полуслова; обиды хранят в себе, в конфликт вступают редко и играют в них пассивную роль; отличаются альтруизмом, состраданием, жалостливостью, радуются чужим удачам, исполнительны, развито чувство долга, отзывчивы, мягкосердечны; хорошие семьянины; трагически воспринимают конфликты с близкими людьми; смерть или болезнь родных; им противопоказаны несправедливость, хамство, нахождение в среде грубых, невоспитанных людей; склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии. Негативные черты: чрезмерно впечатлительны, слезливы; подростки остро реагируют на сцены фильмов, где кому-то грозит опасность, насилие. Предпочтительная деятельность - сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями. В целом этот тип близок к экзальтированному, но внешние проявления не так резки и ярки как у последнего.
  Типология на основе общей направленности сознания и внимания личности и особенностей важнейших психических функций.
  Эта типология предложена крупнейшим представителем психоаналитической школы основателем «аналитической психологии» К.Юнгом.
  По общей направленности психической энергии либидо, ориентации личности люди, согласно профессиональным наблюдениям К.Юнга, много лет занимавшегося психиатрической и психологической практикой, делятся на экстравертов (обращенных во внешний мир) и интровертов (обращенных на себя, на свой внутренний мир). В реальном мире людей нет абсолютных экстравертов или интровертов. Вместе с тем, индивиды в своей жизнедеятельности проявляют себя и действуют преимущественно в том или другом направлении ориентации.
  Экстраверты заняты, главным образом, внешним миром событий, им свойственна большая, в связи с этим, адаптированность к внешней среде, гибкость поведения, коммуникабельность, инициативность, способность быстро переключаться на другую деятельность, потребность в постоянном притоке свежей информации, новых впечатлений и т.д.
  Интроверты, напротив, заняты в основном собой, своими внутренними переживаниями, малообщительны, ведут замкнутый образ жизни, склонны к самоанализу, с большим трудом адаптируются к среде, избирательны в знакомствах, плохо сходятся с незнакомыми людьми, сдержаны в проявлении эмоций, чувств.
  В целом большинство людей принадлежит к среднему типу - амбивертам, у которых проявляются и те, и другие черты.
  В отечественной психологии (П.В.Симонов, В.С.Мерлин и др.) экстра -, интро- ориентация личности связывается с особенностями нервной системы, состоянии коры и подкорки (преобладание информационной подсистемы - новой коры и гиппокампа обуславливают экстравертивность; доминирование «мотивационной подсистемы» ведет к интровертивности).
  Наряду с данной типологией К.Юнг выделил также ряд основных психологических функций - мышление, чувствование, ощущение и интуицию, на основе которых выдвинуто положение о 4 типах личностей: мыслительный (логик), чувственно - эмоциональный (этик), ощущающий (сенсорик), интуитивный (интуит). «Логики» отличаются последовательностью, абстрактно - аналитическим складом ума. Для «этиков» характерно поведение на основе ценностных суждений и оценок (плохо - хорошо, красиво - некрасиво и т.д.). «Сенсорики» фиксируют внимание не на анализе, а на опыте, на непостредственных ощущениях, конкретных фактах действительности. «Интуиты» особое внимание придают интуитивному постижению мира.
  В идеале данные функции, развитые в необходимой степени дают целостный, уравновешенный подход к миру.
  «Чтобы ориентироваться, - пишет К.Юнг, - мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает, подходящее это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); и четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)».
  Но в реальном человеческом мире эти функции развиты неравномерно. Одна из функций доминирует, ее дополняет другая, относительно развитая функция, и обе они действуют на уровне сознания. Напротив, две другие проявляются на бессознательном уровне и менее эффективны. По К.Юнгу, функции противоположны друг другу: мыслительный тип - эмоциональный тип, ощушающий тип - интуитивный тип.
  Соответственно типы «логика» (мыслительный ) и «этика» (чувственный) рассматриваются в Юнговской типологии как рациональные, а типы «сенсорика» и «интуита» как иррациональные. Обосновывая эту дихотомию К.Юнг писал: «Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии, иррациональные же функции суть те, целью которых являются чистое восприятие, таковы интуиция и ощущения, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. В соответствии со своей природой (интуиция и ощущение) должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума». В целом с учетом экстра - интрорерсии юнговская типология включает 8 типов (так как и экстраверты и интраверты могут быть одновременно или мыслительным типом или чувствующим или интуитивным или ощущающим):

Рисунок

  Типология личности Г. Айзенка.
  Ганс Айзенк (1916-1997) родился в Берлине, позднее обосновался в Англии. Изучал психологию в Лондонском университете. В 1940 г. получил степень доктора наук. В годы войны работал психологом в психиатрическом госпитале, где лечились военные. После войны вел занятия по психологии в Лондонском университете и одновременно был директором Института психиатрии при госпитале в Лондоне. Как профессор - консультант работал в ряде университетов США.
  Опубликовал 45 книг и около 600 научных статей.
  Основные работы Г.Айзенка - «Измерение личности» (1947), «Научное исследование личности» (1952), «Структура человеческой личности»(1970), «Личность и индивидуальные различия» (в соавторстве с сыном М. Айзенком) (1985).
  Г.Айзенк является одним из крупнейших современных (вторая пол. ХХв.) психологов наряду с Р.Кеттелом, К.Леонгардом и др. в области персонологии (теории личности), концепции которых легли в основу психодиагностических методов, целого ряда опросников, активно используемых в практике психологической и социальной работы.
  Концепции Г.Айзенка, также как Р.Кеттела, формировались, прежде всего, на основе разнообразных методов и источников - самонаблюдения, экспертных оценок, анализа биографических данных, физиологических исследований, объективных психологических тестов. Отсутствие жесткой связи с какими - бы то ни было философско - методологическими и общепсихологическими теориями, акцент на эмпирической базе исследований позволили им избежать догматизации, стать достаточно гибкими и в связи с этим (несмотря на определенные минусы) наиболее практически значимыми и работающими концепциями.
  Г.Айзенк на основе обобщения исследований К.Юнга, И.П.Павлова и др. выдвинул концепцию о трех базисных чертах (измерениях) личности: нейротизм, экстра - интроверсия, психотизм. Нейротизм - это состояние эмоциональной неустойчивости, тревоги, низкого самоуважения, нетождественное однако неврозу. Нейротизм может проявляться и у здоровых людей, но в определенных ситуациях (например, в стрессе) может привести к неврозу. Психотизм - свойство суперэго личности, выражающее ее генетическую предрасположенность к психическим отклонениям (психопатиям). Внешне оно проявляется в эгоцентризме, равнодушии к другим, импульсивности и более выражено у мужчин.
  В отличие от К.Юнга, экстра - интроверсия у Айзенка не связываются с направленностью либидо и находятся во взаимосвязи с другими свойствами нервной системы, в частности, с 4 типами темперамента. Это связь отражается в следующей схеме («круге Айзенка»).

Рисунок

  Таким образом, экстраверсия в соответствии с повышенным нейротизмом характерна для холерического темперамента. интроверсия в сочетании с нейротизмом составляет меланхолический темперамент. Напротив, эмоциональная стабильность в сочетании с экстраверсией обуславливает сангвинический темперамент, а в сочетании с интроверсией характеризует темперамент флегматика.По Айзенку, каждая из базисных черт личности включает в себя ряд более специфических внешних черт, выражающих основные. С другой стороны, базисные (основные) черты, как наиболее глубокие и устойчивые в природе и поведении человека проявляются в привычных реакциях, которые возникают на основе многочисленных специфических реакций.
  Так, если человек при встрече с людьми повторяет одно и то же действие - улыбается и протягивает руку - это его привычная реакция, которая может быть связана с другими привычными реакциями - склонностью разговаривать с другими людьми, посещать знакомых и пр. Эта группа реакций формирует черту общительности, которая связана с активным, живым, уверенным поведением. В целом же эти черты выражают основную, базисную черту - экстраверсию.
  Каждая из базисных черт, представляет собой континуум значений - разных индивидуальных форм проявлений с верхней и нижней границами. Базисные черты являются крайними вариантами. У большинства же людей степень и формы проявлений основных черт ближе к средним значениям.
  В соответствии с основными чертами личности Айзенк выделяет 4 группы людей, особенности которых обусловлены комбинацией высокого и низкого уровней интроверсии и экстраверсии с высоким или низким уровнем стабильности и нейротизма. Так, интроверты стабильные отличаются спокойствием, уравновешенностью, надежностью, контролируемостью, миролюбивостью, внимательностью, заботливостью, пассивностью. Напротив, интроверты в сочетании с невротизмом характеризуются тревожностью, ригидностью, рассудительностью, пессимистичностью, замкнутостью, необщительностью, переменчивы в настроении.
  Для экстравертов стабильных характерно стремление к лидерству, беззаботность, веселость, покладистость, отзывчивость, разговорчивость, дружелюбие, общительность.
  Экстраверты с нейротизмом отличаются ранимостью, беспокойностью, агрессивностью, возбудимостью, непостоянством, импульсивностью, оптимистичностью, активностью.
  Ни один из данных типов не является более предпочтительным, чем другие, так как каждому из них присущи как позитивные, так и негативные черты. Так, интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, а экстраверты работу, связанную с людьми (торговля, социальные службы и пр.) В учебе интроверты более успешны. Вместе с тем из вузов отчисляются по психиатрическим причинам чаще студенты - интроверты, а по академическим - экстраверты. Интроверты чувствуют себя более бодрыми и лучше работают по утрам, а экстраверты после обеда.
  Г.Айзенк старался найти нейрофизиологическую основу базисных черт личности. Исходя из данных электро - энцефалографических исследований Айзенк показал, что интро - экстраверсия связана с уровнями корковой активации (возбуждения), которая меняется от нижнего порога (сон) до апогея (например, состояние паники). По мнению Г.Айзенка, интроверты отличаются большей возбудимостью. Отсюда они весьма чувствительны и поэтому стремятся избегать сильно действующих на них факторов. Напротив, экстраверты слабо возбудимы и потому мало чувствительны к воздействиям извне, что побуждает их искать возбуждающие ситуации.
  Стабильность - нейротизм личности, по Айзенку, связаны с лимбической системой, определяющей мотивацию и эмоциональное поведение. При высоком уровне нейротизма люди реагируют быстрее и дольше на привычные стимулы, чем личности со стабильной системой (у первых реакций могут сохраняться даже при прекращении действия беспокоящих факторов).
  Психотизм Айзенк связывает с половыми мужскими гормонами - андрогенами. Однако, по мнению Л.Хьелла и Д.Зиглера, эта гипотеза пока недостаточно эмпирически подтверждена.
  Выделенные базисные черты личности с соответствующими особенностями функционирования нервной системы определяют, по Айзенку, возникновение психопатологических состояний. Так, у людей с развитой интроверсией и нейротизма возможно появление обсессий и фобий. У людей же с высокой степенью развития экстраверсии и нейротизма могут возникнуть антисоциальные психопатические состояния. Однако, как подчеркивал Г.Айзенк, данная генетическая предрасположенность к психопатологическим процессам реализуется лишь тогда, когда человек попадает в соответствующие условия.
  Таким образом, хотя Г.Айзенк в отличие от Р.Кеттела придавал большее значение генетико- физиологическому фундаменту личности как основе ее поведения, он также считал важным влияние окружающей среды, ситуационных факторов.
  Отметим, что на основе своей концепции личности и указанной типологии Г.Айзенк разработал личностный опросник, активно используемый в психологической практике, в т.ч. и в сфере социальной работы.
  Типология на основе «локуса контроля» (Д.Роттер).
  Джулиан Роттер (родился в 1916 г.) - американский психолог, автор теории социального научения.
  Наиболее известна его работа «Социальное научение и клиническая психология» (1954). Исходя из ряда положений интеракционизма и бихевиоризма, Д.Роттер считает, что для прогнозирования поведения личности необходимо учитывать 4 переменных:
  Потенциал поведения - т.е. совокупность поведенческих реакций человека в ответ на ситуацию - стимул (вербальные, невербальные, смех, плач, драка и пр.); ожидание - т.е. ожидание того, что в итоге данного поведенческого акта будет получено соответствующее подкрепление (на основе прошлого опыта); ценность подкрепления - т.е. различная значимость подкреплений и предпочтение тех, которые кажутся индивиду более важными (также на основе прошлого опыта); психологическая ситуация- т.е. представление ситуации индивидом (ситуация такова, какой ее видит человек и в соответствии с этим образом ситуации человек реализует свое поведение). Для специфической контролируемой ситуации, по Д.Роттеру, формула прогноза поведения выглядит следующим образом: потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления. Так, мы можем предсказать поведение человека, у которого есть выбор, например, пойти в театр или на футбольный матч, если знаем ценность каждого из этих подкреплений и ожиданий того, что каждый из этих вариантов поведения приведет к соответствующим подкреплениям.
  Для прогноза поведения в повседневной жизни Д.Роттер, исходя из того, что каждый индивид действует целенаправленно для удовлетворения своих потребностей, выдвинул более общую формулу поведения:
  Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.
  Другими словами, человек стремится достичь целей, достижение которых будет подкреплено и ожидание подкрепления имеют высокую ценность. Если мы знаем эти факторы, мы можем предсказать поведение человека.
  На основе данной концепции поведения личности, Д.Роттер выделил 2 категории людей в зависимости от личностной переменной так называемого локуса контроля (т.е. истолкования людьми детерминации своего поведения). Одни люди - экстерналы - считают, что их поведение (успехи и неудачи) контролируются и регулируются внешними, не зависящими от них факторами (судьба, случай, удача, другие влиятельные люди и т.д.). Другие - интерналы - напротив, убеждены, что их поведение обусловлено их действиями, способностями и т.д. Поэтому люди с интернальной ориентацией считают, что они могут влиять на подкрепления. Интернальность и экстернальность как черты личности, по Д.Роттеру, являются континуальными характеристиками, т.е. обе ориентации есть у всех людей, но у одних они выражены больше, у других меньше, отсюда и разделение на интерналов и экстерналов, отличающихся также и по другим параметрам.
  Так, установлено, что для интерналов характерно стремление следить за своим здоровьем (заниматься спортом и т.д.). У экстерналов чаще бывают депрессии, психические заболевания, тревоги и страхи. Интерналы, убежденные в возможности собственными усилиями строить свое благополучие, в целом более адаптированы к сложным социальным ситуациям и условиям жизни.
  С целью выявления измерения локуса контроля Д.Роттер разработал «Шкалу И - Э».

 
© www.txtb.ru