Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1.3. Бихевиористские концепции личности (Б. Скиннер, А. Бандура)

  Беррес Скиннер (1904 - 1990) родился в США (штат Пенсильвания). Воспитывался в теплой атмосфере семьи. С детских лет Скиннер занимался конструированием разных устройств (самокатов, каруселей и т.п.). В 1926 г. Скиннер получил степень бакалавра в Гамильтоновскмом колледже (штат Нью-Йорк) по гуманитарным наукам (английская литература). Пытался стать писателем, но затем отказался от этой карьеры и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. В 1931 г. получил степень доктора наук. Изучал нервную систему животных. Работал преподавателем в ряде университетов США. Приобрел известность как один из ведущих бихевиористов.
  Его основные труды: «Поведение организмов» (1938), «Наука и поведение человека» (1953), «Режимы подкрепления» (1957), «О бихевиоризме» (1974).
  Б.Скиннер выступил против концепций, подчеркивающих автономный характер человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и пр.), ибо эти теории не доказуемы, не поддаются опытной проверке, носят умозрительный характер.
  По мнению Б.Скиннера, интрапсихологические теории сродни философским абстрактным умствованиям. Все объясняется в поведении человека лишь на основе внешних обстоятельств. По Скиннеру, человеческий организм - это черный ящик и его содержание (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и пр.) надо исключить из сферы эмпирического исследования. Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком. Отсюда Скиннер саркастически относится к генетико - физиологическим теориям поведения, ибо экспериментально нельзя определить их влияние на поведение человека. Понять поведение - значит проконтролировать его условиями окружения. Люди сложны, но в принципе это тоже автоматы. Механизмы поведения людей однотипны. Он поддерживал тезис И.П.Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами и вы увидите закономерности».
  В своем учении о поведении человека Скиннер различает 2 его типа:
  1. Респондентское поведение: это характерная реакция, которая вызывается стимулом. Стимул всегда предшествует реакции людей (отдергивании руки при воздействии на нее горячим предметом - чайник и т.д.). Респондентское поведение похоже на павловские рефлексы (автоматическое слюноотделение у собаки при наличии стимула - мясо во рту);
  2. 0перантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) - поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (=действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться).
  Б.Скиннер разработал метод, получивший название «свободный оперантный метод» на основе следующего опыта. Полуголодную крысу помещают в пустую комнату («ящик Скиннера»), где есть рычаг и миска для пищи. Сначала крыса совершает спонтанные случайные операнты (действия) ходит, принюхивается, чистит себя и пр., что не вызывается узнаваемым стимулом. Затем она нечаянно нажимает на рычаг и автоматически пищевой шарик попадает в миску. Потом крыса постепенно (пока ее оставляют голодать) все чаще нажимает на рычаг - то есть происходит оперантное научение через кормушку. То же в опыте с ребенком (оперантное научение поведению плача): допустим ребенок плачет перед сном; родители обращают на него внимание, сидят в комнате до засыпания, то есть дают позитивное подкрепление. По совету врачей родители стали оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. В итоге через неделю поведение плача прекратилось. Смысл оперантного научения - подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться.
  Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления. Б.Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов): режим непрерывного подкрепления, режим прерывистого или частичного подкрепления. Различается первичное и вторичное подкрепление. Первичные подкрепления для людей: пища, вода, секс, физический комфорт. Эти подкрепления - стимулы не зависят от научения, они обладают безусловным характером, так как удовлетворяют биологическую потребность. Вторичные подкрепления - это условные подкрепления, т.е. любые события, вещи и пр., которые приобретают свойство осуществлять подкрепление на основе связи с первичным подкреплением, которое обусловлено прошлым опытом организма (например, в качестве общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей выступают деньги, внимание и пр.). По Скиннеру, любой нейтральный стимул становится подкрепляющим, если ассоциируется с другими стимулами, которые раньше являлись подкрепляющими.
  Скиннер считает, что в основном поведение человека контролируется агрессивными (неприятными, болевыми) стимулами. Типичными методами контроля являются наказание (например, студенту за шпаргалки на экзамене ставят двойку) и негативное подкрепление (процесс, в котором негативный стимул или ограничивается или его избегают - например, человек прячется от палящего солнца в помещении).
  Взгляды Б.Скиннера на природу человека.
  По Б.Скиннеру, люди абсолютно зависят от прошлого опыта, т.е. поведение людей -это продукт предшествующих подкреплений (мы делаем то, что уже было подкреплено опытом). Индивидуальные различия людей в поведении - это результат различного прошлого подкрепления. Другими словами, Б.Скиннер абсолютизирует детерминацию поведения прошлым опытом людей. Вся жизнь человека от младенчества до старости - это поведение, обусловленное разными видами внешних подкреплений (стимулов): родители (на ребенка), школа, мнение сверстников и т.п.
  Организм человека - это черный ящик и что там внутри (рациональные или иррациональные процессы) - это не более чем интересная гипотеза, которая не объясняет поведения человека. Наиболее важно для уяснения поведения человека то, что поступает в ящик, что выходит из него и что следует за этим, а не то, что внутри. Личность, по Скиннеру, это набор форм реакций, составляющих поведение данного человека. Поведение человека - это система оперантных реакций, сформированных на основе прошлого научения, и чтобы понять поведение, надо только понять этот прошлый опыт.
  Скиннер подчеркивает определяющее значение в поведении личности влияния внешних факторов (инвайроментализм), их непостоянства. Также как и ранние бихевиористы (Уотсон и др.), Скиннер считал, что индивидуальные различия обусловлены различиями среды.
  В отличие от психологов, которые утверждали существование особых неизменных стадий в развитии личности (Эриксон и др.), Скиннер считал, что возрастные перемены отражают изменения вероятности получения подкреплений в течение жизни.
  В целом Скиннер как убежденный сторонник объективных методов изучения личности считал, что теории личности, акцентирующие внимание на субъективных сторонах, только запутывают понимание природы человека. Личность, по существу сводится им к поведенческим реакциям.
  Наряду с бихевиористским поведенческим направлением в теории научения получила распространение социально-когнитивная концепция поведения, основателем которой считается канадский психолог Альберт Бандура (род. в 1925 г.). В 1945 году А. Бандура окончил университет в Британской Колумбии по специализации «психология», преподавал в Стенфордском университете в Калифорнии. В 1964 г. Стал профессором, а в 1974 г. Был избран президентом Американской психологической ассоциации. Опубликовал ряд книг, в том числе «Принципы модификации поведения», «Агрессия: анализ с позиций социального научения» и «Социальные основы мышления и поведения: социально-когнитивная теория».
  Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры
  1. По мнению А. Бандуры, люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения. Биологические факторы ограничивают процесс научения. Гены и гормоны влияют на физическое развитие и потенциальные поведенческие реакции. Существуют такие рудиментарные естественные способности, на основе которых можно сформировать новые формы поведения путем научения (например, развитие речи).
  2. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. Человеческая природа обладает большим потенциалом, который ограничен определенными биологическими факторами, но может преобразоваться при прямом и опосредованном приобретении опыта в самые разные формы.
  3. Мышление - это психонейронный процесс. Однако надо проводить различие между психологическими и биологическими законами и не редуцировать психологию к биологии, биологию к химии и т.д. Так важнейшие психологические проблемы - формирование верований (убеждений) и развитие личных способностей невозможно решить, опираясь лишь на нейрофизиологические механизмы.
  4. В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель - это модель поведения S → О → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.
  5. Люди обладают следующими пятью способностями:
  1) Способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, но это еще не означает их разумность. Люди могут создавать идеи, выходящие за пределы их сенсорного опыта;
  2) Способность людей к предвидению, к постановке целей. Предвидение - это не просто учет суммы прошлых действий и их последствий, но и результат размышлений;
  3) Люди обладают способностью опосредования (викарная способность). По мнению А. Бандуры, фактически в основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей. Опосредованное научение сокращает время на приобретение навыков (например, такие навыки как язык настолько сложны, что без данного моделирования - научения через опосредование - приобрести их было бы невозможно;
  4) Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения, на основе которых происходит внутренняя самооценка своего поведения;
  5) Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.
  6) Основные новации, выдвинутые в концепции А. Бандуры сводятся к разработке двух главных способов научения: научение через наблюдение и научение в действии.

 
© www.txtb.ru