Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1.2. Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

  Теория личности З. Фрейда.
  Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) родился в австрийском городке Фрайберге в большой семье торговца шерстью. Несколько позднее семья переехала в Вену, где З.Фрейд прожил почти всю жизнь до 1938 года. Хотя семья была в трудном финансовом положении З. Фрейд, старший из семи детей, сумел получить классическое образование, знал языки, много читал, в том числе Канта, Гегеля, Шопенауэра, Ницше. С детства, по признанию самого Фрейда, его увлекали честолюбивые стремления (быть генералом, министром), но в связи с антисемитизмом в тот период З. Фрейд как еврей имел возможность делать карьеру только в медицине и юриспруденции.
  В 1873 г. З. Фрейд поступил в венский университет на медицинский факультет. В 1881 г. после получения медицинской степени, работал в Институте мозга, но вскоре занялся невропатологической практикой. В 1885г. прошел стажировку у крупного французского невропатолога Ж. Шарко в Париже, который изучал истерию и использовал гипноз, как метод ее лечения. Лекции и практика Шарко оказали серьезное влияние на формирование З.Фрейда как психолога (хотя позднее он отрицал возможность применения гипноза в качестве терапевтического метода). В 1886 году З.Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой прожил всю жизнь. В большой семье З.Фрейда были три сына и три дочери, младшая из которых Анна продолжила впоследствии дело отца, и стала крупным детским психоаналитиком. В 80-х гг.
  З.Фрейд вместе с известным венским врачом И. Брейером изучал истерию. И.Брейер, в частности, для лечения этой болезни использовал метод свободных рассказов больных о своих симптомах. Это явилось позднее одной из отправных идей в формировании психоанализа. В.1895 году И.Брейер и З.Фрейд в совместной работе «Исследование истерии» доказывали, что причиной истерии являются подавленные воспоминания о прошлых травматических событиях. Уже в этот период З. Фрейд стал подчеркивать особую роль сексуальности в возникновении истерии, что способствовало разрыву отношений с И.Брейером, не разделявшего убеждения З.Фрейда. Эти позиции З.Фрейда послужили также основанием для исключения его из венского медицинского общества в 1896 году. В этом же году умер и отец З.Фрейда. З.Фрейд оказался в научном одиночестве, во время которого он ежедневно занимался самоанализом, исследованием своих сновидений. Этот личный опыт лег в основу, первого крупнейшего труда З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900г.), который принес ему известность. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» (переименованное позднее в Венское психоаналитическое общество - 1908г.), в которое входили последователи З.Фрейда, в том числе, К.Юнг, А.Адлер, О.Ранк, впоследствии создавшие свои научные психоаналитические школы.
  В 1909 г.З.Фрейд был приглашен в США, где прочел лекцию по психоанализу, что принесло международное признание психоаналитическому движению. В годы первой мировой войны З.Фрейд работал в госпитале, что расширило его взгляды на психопатологические процессы. Сама война, смерть дочери в 1920 году, страх за сыновей, находившихся на фронте, а затем усиление антисемитизма, особенно после прихода к власти нацистов оказали большое воздействие на воззрение З .Фрейда о природе человека. В частности, после войны З.Фрейд разрабатывает учение об универсальном человеческой инстинкте - стремление к смерти. После вступления нацистов в Вену в 1938 году З. Фрейд эмигрировал в Англию, где умер через год от рака горла, которым страдал с 1923 года.
  Наиболее крупные работы З.Фрейда: «Психопатология обыденной жизни» (1901); «Лекции по введению в психоанализ» (1920); «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Я и Оно» (1923); «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933).
  Основные идеи.
  Прежде чем обратиться к анализу персонологического учения З. Фрейда, отметим общие философские воззрения основателя психоанализа.
  В онтологии, в понимании мира и природы З.Фрейд стоял на твердых позициях детерминизма и естественно научного материализма, который однако носил выраженный биологизированный и иррационалистический характер. З. Фрейд признавал объективность мира природы, в основе которой находятся материя и энергия, тесно связанные друг с другом. Энергия, как мера движения, придает динамичность материи, природе. По З. Фрейду, в живой природе, возникшей из неживой, действуют два рода сил:
  Эрос (сексуальное влечение в природе человека - либидо), под которым З.Фрейд понимал стремление к половому размножению, а в широком смысле тенденцию к сохранению жизни, к ее обновлению, «влечение к жизни», то есть тенденцию к созиданию.
  Танатос (влечение к смерти) - то есть в общеонтологическом смысле тенденцию к деструкции, разрушению. Данные тенденции вполне реальны и согласуются с современными представлениями об энтропийных и негэнтропийных процессах в природе.
  З.Фрейд пишет по этому поводу: «Если мы примем, как не допускающий исключения факт, что все живущее вследствии внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно - неживое было раньше живущего».
  В вопросах гносеологии З.Фрейд занимает четкие материалистические позиции. Он убежден в познаваемости мира, отмечает диалектику абсолютного и относительного в процессе постижения научной истины.
  Согласно теории Фрейда, структура личности складывается из трех основных начал: «Оно» - глубинный слой бессознательного влечения, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы. «Оно» руководствуется только «принципом удовольствия». «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность «Оно», содержащим страсти.
  «Я» является своеобразным посредником между «Оно» и внешним миром, включая природное и социальное окружение и руководствуется «принципом реальности», который предполагает переключение асоциальных импульсов в русло социально приемлемого поведения. «Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я». Из данной интерпретации личности вытекает и представление о природе человека: большую часть в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении бессознательное. Следовательно, в данной структуре не сознание управляет бессознательными порывами, а последние властвуют над человеком. «Я» находится как бы в зависимости от бессознательного «Оно» и от социального «Сверх - Я», которое, властвует над ним в образах совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдистское «Я» находится в конфликтной ситуации с внешним миром, «Оно» и «Сверх - Я», что приводит к драматизации человеческого существования. Психоаналитическая доктрина З.Фрейда может быть понята как попытка решения загадки человеческого «Я». Подобное истолкование психоанализа Фрейда основывается на том, что он стремился найти движущие силы личности и «универсальные механизмы», обусловившие ее поведение в норме и патологии.
  С развитием все более усложняющихся отношений человека все больше приходится подавлять заложенные в нем животные инстинкты. По Фрейду, подавленные страсти не исчезают полностью - они преобразуются в различные виды деятельности. Познание (из страсти к подглядыванию), агрессивность (стремление властвовать) и любая другая деятельность у фрейдистов связаны с неудовлетворенностью полового чувства. Заболевание (невроз), по Фрейду, возникает от конфликта между инстинктом и интеллектом, между человеком и обществом. Стоит раскрепостить инстинкты - болезнь исчезает. По Фрейду, в основе поведения человека лежат «разрушительные, антисоциальные, антиинтеллектуальные тенденции и эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение в общежитии. Этот психологический факт имеет решающее значение для суждения о человеческой культуре». Он рассматривал психоанализ как универсальную теорию, способную объяснить не только поведение отдельной личности, но и все общественные явления. Фрейд считал, что все действия и мысли человека, в конечном счете, преследуют сексуальную цель, что люди обращаются к общественной деятельности только потому, что они не могут полностью удовлетворять свое половое влечение, ибо общество подавляет эти естественные стремления человека. В основе деятельности и поведения человека, согласно Фрейду, лежат стихийные сексуальные влечения. Эти влечения - важнейший элемент его сущности, его природы. Выясняя сущность «социального», он приходит к выводу, что оно состоит вовсе не в «благах общества», не в средствах к их добыванию, не в институтах их распределения, а в принуждении общества направленном против естественных, природных желаний людей. Это принуждение сосредоточено, главным образом, в принудительном характере труда, в принудительном отказе индивида от удовлетворения биологических влечений.
  Социальные формы отчуждения выступают у З.Фрейда как невротическая реакция на подавление инстинктов. Он пишет: «Для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать требованиям культуры... Все те, которые хотят быть лучше, чем им позволяет их конституция, подвержены неврозам». Невроз индивида и, более того, невроз всего общества рассматривается З.Фрейдом в качестве своеобразной формы социально - биологического кризиса. Даже работоспособность З.Фрейд интерпретирует в русле своей концепции, ибо по его мысли, работоспособность отражает определенную меру борьбы человека за его существование. Поскольку эта борьба усиливается, невротические реакции человека, в ответ на повышение требований к его работоспособности все более обостряются. Труд, по мнению
  З.Фрейда, есть сублимированная форма «несексуального» проявления сексуальной энергии.
  Социальное в психоаналитическом понимании, выполняет роль лишь внешней сдерживающей функции по отношению к естественным биологическим влечениям и всегда остается чуждым, враждебным для личности.
  У З. Фрейда человек рассматривается, как часть природы, но, с другой стороны, в его работах, явно проступает и то, что человек - часть «культурного» образования, член общества, цивилизации, где действуют иные закономерности, чем в природе и которые управляют «цивилизованной» частью человека.
  Одним из важных моментов теории Фрейда является признание им эгоизма сущностью человеческой природы и главным принципом человеческих отношений.
  Эгоистический характер человека проявляется в стремлении к удовольствию, что же касается «принципа реальности», который побуждает человека отказываться от целого ряда своих желаний, считаться с требованиями, интересами других людей, заниматься общественной деятельностью, то Фрейд не видит в этом отрицания эгоизма, поскольку эти общественные побуждения вызваны стремлением, по его мнению, самосохранения, то есть тем же эгоистическим интересом «. Сами социальные влечения развились в особые комплексы благодаря слиянию эгоистических и эротических компонентов.» Эгоизм Фрейд связывает с природой человека и даже стремление человека удовлетворять свои обычные, нормальные потребности, в пище, одежде, крове, половой любви, по его мнению является эгоизмом. Для него эгоизм интересов, воспитанных определенным строем и естественное стремление человека к удовлетворению своих необходимых потребностей - явления одного и того же порядка, то есть выражение эгоизма, которого никогда не изжить. В любом обществе, в любых условиях, суть отношений между людьми оставляет вражда, отчужденность и справедливость.
  Итак, по З.Фрейду, в каждом из нас идет борьба между «принципом удовольствия», то есть стремлением удовлетворить свои влечения, и «принципом реальности», то есть невозможностью или трудностью их удовлетворения вследствие сопротивления социальной среды (моральные запреты, социальные нормы и т.д.) - культуры. Поэтому происходит подавление и вытеснение этих импульсов, влечений из сознания в сферу бессознательного.
  Однако подавленные и вытесненные эти влечения ищут как бы окольные выходы, что проявляется в неврозах, истерии, психозах, а также в сновидениях, обмолвках, описках, оговорках и т. д.
  По З.Фрейду, можно и без гипноза обнаружить скрытую «динамическую травму», и доводить ее до сознания больного, выявляя тем самым причины болезни. Средством для этого является толкование сновидения. Суть метода толкования сновидений заключается в следующем: поскольку сновидения представляют то, что человек большей частью тайно и неведомо для него желает, поэтому надо раскрыть во внешних образах сновидений их внутреннее скрытое содержание. Это содержание включает впечатления предыдущего дня, а также забытые детские впечатления. Сущность сновидений, по З.Фрейду, это в основном эротические эмоции и побуждения, подавленные или вытесненные в детстве. Эротические сны, образы сновидений принимают искаженную символическую картину. З.Фрейд писал: «Чем более мы занимаемся разъяснением сновидений, тем охотнее мы признаем, что большая часть сновидений взрослых людей имеет дело с сексуальным материалом и выражает эротические желания».
  Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка эти побуждения проходят несколько этапов:
  I этап. Аутоэротизм и нарцизм - половые побуждения направлены на собственное тело (аутоэротизм - объект полового влечения еще не определен; нарцизм - объект определен, им становиться само тело ребенка).
  II этап. Эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник и к нему бессознательное враждебное чувство); у девочек на отца. В подкреплении этой идеи Фрейд ссылается на древнегреческое сказание об Эдипе (поэтически обработанное в трагедии Софокла), который сам того не зная в силу сложившихся обстоятельств убивает своего отца и женится на своей матери («Эдипов комплекс»). Также толкуется Фрейдом и трагедия Гамлета: Гамлет лишь потому не хочет и не может отомстить убийце своего отца, что он (убийца) лишь выполнил его же, Гамлета, желание - убить своего отца.
  Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд выделяет следующие стадии:
  1. Оральная - становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.
  2. Анальная - сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5 - 3 года).
  3. Фаллическая - дети рассматривают и исследуют свои гениталии, мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.
  4. Латентная - отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6 - 12 лет).
  5. Генитальная - стадия полового созревания (12 - 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.
  Много внимания З.Фрейд уделил анализу тревожного состояния. Тревога - это функция Эго (первоначально Фрейд считал, что она является итогом отсутствия должной разрядки психической энергии либидо), назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать индивида о надвигающейся опасности, угрозе, которую надо встретить или избежать. Другими словами, тревога - это форма адаптации организма и является важнейшим свойством человеческой природы. Первичным источником тревоги является сам процесс рождения, являющийся травмирующим состоянием и вызывающим ощущение опасности и диффузное чувство страха в связи с отъединением от тела матери (отлучением от груди и т.п.).
  З. Фрейд различает следующие типы тревоги:
  1. Реалистическая тревога (синоним страха) - это эмоциональный ответ на угрозу и /или понимание реальных опасностей (например, встреча с хищниками в лесу, выпускной экзамен);
  2. Невротическая тревога - это эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно (лат. - Ид) станут осознанными; боязнь того, что Эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения (особенно сексуальные или агрессивные) и в случае совершения подобных неадекватных действий это повлечет отрицательные последствия.
  3. Моральная тревога - это эмоциональный ответ, связанный с тем, что Эго испытывает угрозу наказания со стороны Суперэго («Сверх -Я»). Моральная тревога возникает всегда, когда Оно (Ид) стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Супер эго отвечает на это чувством вины, стыда, самообвинения (например, страх родительского наказания за плохие отметки в школе и пр.). В конечном счете, З,Фрейд пришел к выводу, что тревога, вырастающая из Супер эго превращается, в конечном счете, в страх смерти.
  З.Фрейд разработал классификацию защитных механизмов, которые помогают затормозить прорыв импульсов Оно и снимают или снижают тревогу. Защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана. Эти механизмы искажают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для организма.
  З. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы:
  1. Вытеснение. Это первичная защита Эго, которая лежит в основе других защитных механизмов и обеспечивает наиболее прямой уход от тревоги. Это «мотивированное забывание», или точнее, это процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. В итоге действия вытеснения индивид не осознает своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий (например, человек страдающий от личных неудач, не может рассказать о своем тяжелом опыте). Вытесненные из сознания мысли и импульсы не теряют свою актуальность в бессознательном и проявляются в сновидениях, шутках, оговорках.
  2. Проекция - это процесс, выражающийся в том, что индивид, приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства, поведение другим людям, т.е. возлагается вина на других (например, студент, получивший двойку на экзаменах, объясняет это внешними причинами; преподаватель плохо объяснил тему и пр.)
  3. Замещение. Это проявление инстинктивного импульса переадресовки от более угрожающего объекта к менее угрожающему (например, работник, получивший нагоняй от начальника, приходит домой и начинает кричать на домашних, которые таким образом, выступают в качестве замещающих начальника).
  4. Рационализация. Это искажение реальности с целью самозащиты. Так, мужчина, которому женщина отказала в свидании, утешает себя тем, что она непривлекательна (по типу сюжета в басне «Лиса и виноград»).
  5. Противодействие. Это выражение в мыслях и поведении обратных действий или побуждений (например, человек, у которого доминируют сексуальные импульсы, внешне ведет себя как борец с сексуальными отношениями, рассматривает их как разврат).
  6. Регрессия. Это возврат к ребячливым, детским моделям поведения (несдержанность в поступках, детский лепет, езда на автомобиле с высокой скоростью и т.п.)
  7. Сублимация. Это процесс изменения своих импульсов, трансформация их в социально приемлемые мысли и действия. В сублимации импульсы не сдерживаются, половая (либидо) или агрессивная энергия преобразуется в другие социальные формы деятельности (так если мастурбация вызывает тревогу у юноши, он переводит ее в футбол и т.д.; человек с сильными садистскими наклонностями может стать хирургом и пр.).
  8. Отрицание. Это отрицание, отказ признавать неприятные события.
  В заключении отметим, что фрейдовская концепция в целом неоднократно подвергалась критике за пансексуализм. Ее основные принципы (в частности, механизм вытеснения) слабо поддаются валидизации (проверке на опыте). Тем не менее, многие психоаналитические идеи и методы по сей день активно используются в антропологии, психологии, философии, социологии, педагогике, медицине (метод толкования сновидений, метод свободных ассоциаций и др.). Еще при жизни З.Фрейда возникло широкое психоаналитическое движение, в рамках которого сформировался неофрейдизм. Критикуя абсолютизацию З.Фрейдом роли сексуальных влечений в человеческой природе, неофрейдисты сохранили центральное положение З. Фрейда об определяющей роли бессознательного в поведении человека.
  Теория личности К.Юнга.
  Карл Юнг (1875-1961) вырос в семье швейцарского пастора. По натуре глубокий интроверт с детства. Активно изучал философию и религию, любил уединенные прогулки, восхищался природой. В отрочестве и юности, по собственному признанию, был постоянно погружен в свои мечты и фантазии, имел сверхъестественные видения и был убежден, что обладает тайным знанием о будущем и что в нем сосуществуют две личности. К. Юнг закончил медицинский факультет Базельского университета по специальности психиатрия в 1900 году. Работал в Цюрихском госпитале для душевно больных под руководством Э.Блейлера (автора термина «шизофрения»). Позднее (с 1907 г.) К.Юнг завязал тесное знакомство и сотрудничество с З.Фрейдом, который высоко оценил его образованность. В 1910 году К.Юнг был избран первым президентом «Международной психоаналитической ассоциации». Но в 1913 К.Юнг и З.Фрейд навсегда разошлись друг с другом в связи с разногласиями в понимании психоанализа и больше никогда не встречались. К.Юнг в 1914 году подал в отставку с поста президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. В течение последующего четырехлетнего тяжелого душевного кризиса (от истощения К.Юнг даже перестал читать лекции) он углубился в анализ снов и фантазий в своем внутреннем мире и был близок (как считают некоторые исследователи) к помешательству. Как считал позднее К.Юнг, это путешествие в глубинах собственной психики явилось толчком и дало материал для разработки его основных идей в психологии. После второй мировой войны К.Юнг много путешествовал, читал лекции, изучал культуру и быт народов в Америке, Азии и Африки, развивал на основе новых данных свою концепцию, получившую название «Аналитическая психология».
  По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное.
  1. Эго - это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно - объективной реальностью.
  2. Личное (индивидуальное) бессознательное - это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.
  3. Коллективное бессознательное - это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) - первичные условия или паттерны психического формирования вообще». Архетипы - это врожденные первичные образы - модели (архетип - букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.
  В работе «Архетип и символ» К.Юнг писал : «под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как основные элементы мифов и в то же время являющиеся автономными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции, и миграции, но также с помощью наследственности. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».
  Таким образом, если индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельных людей и представляет собой переживания, которые были сознательными, а затем были забыты или подавлены, то коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, присущий всем расам и народам, который проявляется в первобытной мифологии, народном эпосе, в религиозных верованиях, в символах искусства, а у современных людей в сновидениях.
  Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны: это общечеловеческие обобщенные образы - модели матери, ребенка, героя, мудреца, бога Солнца, смерти и т.д. Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом:
  1. Персона (от лат.- «маска») - это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.
  2. Тень - это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д.
  3. Анима - архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.
  4. Анимус - образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.
  Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе - мужских и женских качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по - разному (больше или меньше) в соответствии с полом.
  5. Важнейшим архетипом является Самость - ядро личности, образ - модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
  Учение К.Юнга о структуре личности находится в рамках психоанализа и представляет определенный интерес для психологической практики в социальной работе. Вместе с тем, будучи довольно абстрактным, оно является и маловерифицируемым (что признавал и сам К.Юнг).
  Наиболее «практичным» является учение К.Юнга о психологических функциях и особенно его типология личности, послужившая основой для разработки целого ряда психотехнологий, в частности, психо-диагностических методов в социальной работе (см. модуль 4, глава 4.2).
  Теория личности А.Адлера.
  Альфред Адлер (1870-1937), как и З.Фрейд, родился в многодетной еврейской семье торговца. Детство оказалось психологически трудным в связи с рядом критических событий: в 3 года умер младший брат, в 5 лет болел тяжелой формой пневмонии и был близок к смерти (позднее он считал, что это вызвало у него стремление стать врачом), дважды чуть не был убит в уличных происшествиях. В молодости А.Адлер увлекался идеями социализма, участвовал в политических собраниях. В 1888г. поступил в Венский университет на медицинский факультет, где познакомился со своей будущей женой студенткой из России Раисой Энштейн, на которой женился в 1897г. В 1895г. получил медицинскую степень. В 1902 - 1911г.г. входил в кружок З.Фрейда, был президентом Венского психоаналитического общества и после разрыва с З.Фрейдом из-за научных разногласий основал общество свободного психоанализа (позднее переименованное в Общество индивидуальной психологии). В 1935 г. А.Адлер с семьей переехал в США, гда занимался частной психиатрической практикой, совершал путешествия с чтением лекций. А.Адлер умер в Шотландии во время одного из лекционных турне.
  А.Адлер оставил после себя около 300 книг и статей. Наиболее крупные его работы: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Невротическая конституция» (1917), «Постижение человеческой природы» (1927).
  Альфред Адлер выдвинул ряд идей, среди которых можно отметить принцип единства личности (в противовес разделения ее на «Я», «Оно» и «Сверх - Я» у Фрейда) и подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Согласно Адлеру, индивид из -за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека. По Адлеру, каждому человеку присущи бессознательное «стремление к власти». Поэтому изучение социальных побуждений сводится у него к расшифровке вытесненных желаний властвования, превосходства над другими. Отвергая биологизм Фрейда, а за ним и Юнга, Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. Если Фрейд в поисках мотиваций поведения человека сосредоточивал внимание на выявлении причин действий человека, то для Адлера причинность не играет важной роли. Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность». Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки». Эти механизмы - так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение. Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству». Конечной целью развития человека является стремление к самосовершенствованию, к достижению «Самости». В этом смысле Адлер акцентирует внимание на активном принципе человеческой жизни, на самодеятельности человека.
  Идеи А.Адлера получили широкое признание и оказали значительное влияние на развитие индивидуальной и клинической психологии. Его взгляды о важном значении социального интереса и рациональных и волевых процессах в природе человека способствовали возникновению Эго - психологии и гуманистической психологии, оказали воздействие на разработку концепций Э.Фромма, К.Хорни, Г.Олпорта, А.Маслоу, В.Франкла.
  Несмотря на достаточно резкую критику учения «отца» психоанализа З.Фрейда, А.Адлер в целом, как уже отмечалось, развивал свои идеи в общем русле психоаналитического интрапсихологического направления. Все основные выдвинутые А.Адлером положения, базируются в основном на субъективных предположениях, хотя и как бы интуитивно очевидных, но все же не имеющих широкой эмпирической базы (идея о неодинаковом развитии органов и функций у человека, отсюда с детского возраста чувство неполноценности и стремление к ее компенсации на основе постановки жизненных целей и активного их достижения, стремление к власти и превосходству, в конечном счете, к самосовершенствованию и т.д.). Эти интрапсихологические попытки «заглянуть в душу» индивида и выявить наиболее глубокие пружины его жизнедеятельности были подвергнуты критике со стороны другого крупного персонологического направления - бихевиоризма, опиравшегося на более твердую эмпирическую основу - анализ фактов внешнего поведения личности. Видным представителем данного направления является Б.Скиннер.

 
© www.txtb.ru