Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.7.3. Ситуационное направление

  Ситуационная модель Фреда Фидлера. Предложенная в 1967 г. ситуационная модель поведения руководителя основана на том, что эффективность его деятельности определяется, прежде всего, возникающей ситуацией. Основные характеристики ситуации:
  1. сложившиеся отношения между руководителем и членами коллектива, при этом важными характеристиками отношений являются лояльность и доверие подчиненных руководителю, основанные на его положительных качествах;
  2. стоящая перед коллективом задача, важнейшими чертами которой является структурированность, новизна для коллектива и четкость постановки;
  3. полномочия руководителя, определяемые объемом ресурсов, которые он может использовать для поощрения подчиненных, и поддержкой, оказываемой ему со стороны формальной организации.
  Исходя из этих параметров, можно определить 8 возможных ситуаций, расположенных по мере убывания их приемлемости для руководителя. Фидлер считал, что поскольку руководитель не может постоянно менять свой стиль управления в зависимости от ситуации, то необходимо, с одной стороны, ставить руководителя в ситуации, где его стиль будет максимально эффективным, а, с другой, руководитель должен сам пытаться изменить ситуацию, сделав ее наиболее благоприятной для себя, например:
  1. формировать рабочие группы, наиболее подходящие по составу данному руководителю;
  2. изменить стоящую перед коллективом задачу, делая ее более или менее структурированной;
  3. модифицировать полномочия руководителя, предоставив ему больше возможностей для материального поощрения персонала.
  Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, которая называется «Путь - цель», предложили Митчел и Хаус. Имеет много общего с теорией ожидания Врума. Согласно подходу «путь-цель», подчиненные будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду. Поэтому задача руководителя состоит в том, чтобы сделать путь к ней более легким. Для этого подчиненным нужно объяснить, какие блага ожидают его в случае хорошей работы, устранить помехи, оказать поддержку, дать необходимый совет, направить их действия в нужную сторону.
  В этой модели рассматриваются следующие стили руководства:
  1. стиль поддержки (аналогичен стилю, ориентированному на человека);
  2. инструментальный стиль (аналогичен стилю, ориентированному на работу);
  3. стиль, поощряющий участие;
  4. стиль, ориентированный на достижение (характеризуется постановкой цели, ожиданием). Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном и стиле поддержки.
  Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и уверены в том, что способны достичь такого уровня.
  Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, соответствует ситуации, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе управления.
  В ситуациях, где характер задачи не однозначен, предпочтительным считается инструментальный стиль, который обеспечивает руководству выполнение заданий и увеличивает удовлетворенность и производительность.
  Если задача с начала приносит удовлетворение подчиненным, стиль поддержки мало что добавит, но в ином случае - стиль поддержки будет уместен.
  Теорию жизненного цикла предложили П. Херси и К. Бланшар в 1982 году. Согласно теории, важнейшим фактором ситуации, в которой оказывается руководитель, является уровень зрелости его подчиненных, т.е. от способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей. При этом зрелость оценивается руководителем применительно к каждой конкретной задаче.
  Всего в теории жизненного цикла выделены 4 уровня зрелости:
  1. низкий, когда подчиненные не способны и не хотят отвечать за выполняемую задачу;
  2. умеренно низкий, когда подчиненные хотят отвечать за получаемый результат, но не делают этого из-за низкой квалификации или малого опыта;
  3. умеренно высокий, когда подчиненные имеют достаточный опыт и квалификацию, но не хотят брать ответственность на себя;
  4. высокий уровень, когда подчиненные хотят и могут отвечать за выполняемую задачу.
  В зависимости от зрелости управляемого коллектива руководитель должен применять разные стили управления: указание, продажа, участие, делегирование.
  Стиль «указание» соответствует низкой зрелости подчиненных, чью деятельность необходимо направлять и контролировать. В этом случае руководителя, прежде всего, интересует выполняемая работа, а не человеческие отношения.
  Стиль «продажа» соответствует умеренно низкой зрелости. Руководитель дает подчиненным инструкции в отношении того, что и как они должны делать, но в то же время он стремится поддерживать и развивать желание подчиненных брать ответственность на себя.
  Стиль «участие» соответствует умеренно высокой зрелости, когда основной целью руководителя становится привлечение высококвалифицированных специалистов к групповому процессу выработки и принятия решений.
  Стиль «делегирование» соответствует высокой зрелости, когда основной задачей руководителя становятся четкая формулировка стоящих перед подчиненными задач, наделение их соответствующими полномочиями и невмешательство в деятельность.
  Недостатки данной модели:
  1. отсутствие метода измерения уровня зрелости;
  2. нечеткая и упрощенная классификация стилей;
  3. отсутствие практических подтверждений.
  Модель принятия решений Врума - Йеттона была предложена в 1973 году.
  В этой модели выделяются 5 стилей управления в зависимости от того, насколько руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.
  1. руководитель сам принимает решение, используя имеющуюся у него в данный момент информацию;
  2. руководитель принимает решение на основе той информации, которую он позаимствовал у подчиненных, сообщая им о сути проблемы;
  3. руководитель излагает сущность проблемы некоторым подчиненным, не собирая их в группу, выслушивает их предложения и затем принимает решение с учетом или без чета мнений подчиненных;
  4. руководитель излагает сущность проблемы коллективу, каждый вносит свои предложения, затем руководитель единолично принимает решение с учетом или без чета мнений подчиненных;
  5. руководитель излагает сущность проблемы коллективу, вместе выдвигают и оценивают альтернативы, принимают наиболее удачное решение, независимо от того, кто его автор.
  При отборе решения необходимо оценить ситуацию на основе ряда критериев:
  1. уровень требований, предъявляемых к его качеству;
  2. наличие у руководителя достаточной информации и опыта;
  3. четкость и структурированность проблемы;
  4. необходимость согласования решения с подчиненными и степень их причастности к целям организации;
  5. вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку у сотрудников;
  6. заинтересованность сотрудников в достижении цели;
  7. степень вероятности конфликта между подчиненными в результате принятия решения.
  В заключение необходимо заметить, что руководитель, который желает работать с максимальной эффективностью, получить от подчиненных все, что можно, не должен позволить себе применять какой-то один стиль управления на протяжении своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами, формами влияния на подчиненных, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Поэтому можно сказать, что самый лучший стиль управления - адаптивный, ориентированный на реальность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте три группы ролей руководителя по Минцбергу.
  2. Раскройте качества, которыми, по мнению Вудкока и Френсиса, должны обладать современные руководители.
  3. Приведите понятие «стиль управления» и сущность поведенческого направления изучения образа руководителя.
  4. Опишите авторитарный стиль управления.
  5. «Теория У» и демократичный руководитель.
  6. В чем сущность «теории Z»?
  7. Опишите управленческую решетку Блейка и Моутона.
  8. Раскройте теорию стилей Лайкерта.
  9. Классифицируйте поведение руководителя по структуре и вниманию к подчиненным.
  10. Раскройте ситуационную модель Фидлера.
  11. Осветите модель «путь-цель» Митчелла и Хауса.
  12. В чем сущность теории жизненного цикла Херси и Бланшара?
  13. Опишите модель принятия решений Врума-Йеттона.

 
© www.txtb.ru