Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1. Общая характеристика первобытности

  Первобытность - самая ранняя и продолжительная стадия развития человеческого общества. Важнейшим, а зачастую и единственным источником для изучения ее являются памятники материальной культуры и этнографические данные.
  Дискуссионным является вопрос о периодизации первобытности. Это объясняется тем, что в различных регионах нашей планеты историческое развитие происходило не синхронно, кроме того, имеется значительное временное несоответствие различных изменений в природных условиях, хозяйстве, физическом облике человека, изготовлении орудий труда.
  Из специальных периодизаций первобытности наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Согласно ей история человечества делится на три века: каменный, бронзовый и железный. Каменный век, в свою очередь, включает: палеолит - древний каменный век, в котором также различаются ранний (нижний), средний и поздний (верхний); мезолит - средний каменный век; неолит - новый каменный век; энеолит - меднокаменный век. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился примерно 100 тыс. лет назад, средний - 45-40 тыс. лет назад, верхний - 12-10 тыс. лет назад, мезолит - не ранее 8 тыс. лет назад, неолит - не ранее 5 тыс. лет назад, бронзовый век длился до начала I тыс. до н. э., когда начался век железа.
  Наряду с археологической важна также палеоантропологическая периодизация, основанная на критерии биологической эволюции человека. Согласно этой периодизации выделяют следующие периоды: эпоха существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и ископаемого, человека современного типа (неоантропа).
  Значительную важность представляет общеисторическая периодизация первобытности. Так, В.П. Алексеев и А.И. Першиц выделяют в первобытности эпохи праобщины (первобытного человеческого стада), первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.
  Данные современной науки относят существование древнейшего человека на 2,5—2 млн. лет назад. Именно это - нижняя грань первобытно-общинного строя. Верхняя его грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет, различаясь на разных континентах.
  Итак, первобытность начинается с эпохи праобщины, или времени антропосоциогенеза, - параллельного процесса возникновения человека и общества. Праобщина - это биосоциальное объединение формирующихся людей, связанных взаимной защитой от внешних опасностей и совместным добыванием пищи. Праобщине археологически соответствуют нижний и средний палеолит, а палеоантропологически - время архантропов и палеоантропов. Основными орудиями труда в этот период были ручные рубила - камни удлиненной яйцевидной формы, обработанные крупными сколами так, что обе стороны сходились к острому концу. Наряду с каменными орудиями труда пользовались деревянными: дубинами, палками-копалками, рогатинами, копьями, пиками. Для данного этапа характерно простое присваивающее хозяйство, основными занятиями людей являлись охота, собирательство, кое-где - рыбная ловля. Праобщины насчитывали примерно от 20 до 40 человек. Численность и прочность их зависели, очевидно, от местных условий жизни, от наличия пищи, от сезона. Праобщины могли распадаться и увеличиваться за счет присоединения чужаков. Возглавлялись они стихийно выдвинутыми вожаками. Между праобщинами, по-видимому, не существовало постоянных связей, они жили изолированно друг от друга. Праобщины вели относительно оседлый образ жизни, передвигаясь с места на место лишь в связи с необходимостью перемены кормовой территории.
  Следующим этапом развития человечества является родовая община, или род (вначале материнский, затем отцовский). Переход к этому этапу происходит в позднем палеолите. Именно тогда (3540 тыс. лет назад) появляется человек современного типа - Homo sapiens (человек разумный).
  На характер новой общественной организации повлияли следующие обстоятельства:
  1) при очень низком уровне развития общества единственной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства;
  2) наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины;
  3) при неупорядоченности полового общения и неопределенности отцовства отношения родства должны были начать осознаваться как родство между потомками одной матери.
  Таким образом, упорядоченной формой организации общества, пришедшей на смену праобщине, был коллектив сородичей, связанных общим происхождением по материнской линии - материнский род. Ранний род был коллективом людей, осознававших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. Экзогамия - это запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами. Родство в роде было не предковым, или вертикальным, а горизонтальным. Родовая община состояла из группы родственных семей, которые вели хозяйство в пределах одной территории.
  На протяжении этапа родовой общины происходит заметный рост производительных сил: расширяется ассортимент каменных орудий труда, изобретается лук со стрелами, усовершенствуются водные транспортные средства и орудия рыболовства и морского зверобойного промысла. В неолите на смену присваивающему приходит производящее хозяйство, возникают земледелие и скотоводство, производство керамики и ткачество. Заметно усложняется и общинно-родовая организация. Происходит постепенный переход к патриархату, усложняется управление родом. Как правило, им руководили старейшина и (или) военный вождь. Старейшина, обязанности которого ограничивались мирными делами, избирался на общем собрании всех членов рода из числа наиболее авторитетных и опытных членов рода. Военного вождя выбирали на время войны. Родственные роды объединялись в племя. Племя обладало самоназванием, территорией, диалектом, культурно-бытовой общностью. Оно имело племенной совет, который состоял из старейшин и вождей всех входивших в племя родов. Совет улаживал межродовые конфликты, регулировал отношения с другими племенами, координировал действия во время крупных военных походов.
  Эпоха первобытной соседской общины характеризуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи уступают место общиннососедским, происходит зарождение частной собственности, государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых - на время века металлов. Верхняя граница - в наиболее продвинутых - около 5 тыс. лет назад, наиболее отсталыми не перейдена и до настоящего времени.
  Согласно археологическим данным, на территории нашей страны первобытный человек появился в период раннего палеолита. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки в районе Житомира и на Днестре, относящиеся ко времени 500-300 тыс. лет назад. Стоянки, относящиеся ко времени среднего палеолита, обнаружены на Средней и Нижней Волге. Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является сунгирьская археологическая культура. Наиболее развитые культуры раннего железного века в причерноморских степях оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье с VII в. до н. э. и до начала - середины I тыс. н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье жили близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII-I вв. до н. э. - ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой.

 
© www.txtb.ru