Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


ВВЕДЕНИЕ

История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.
Цицерон

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.
В. О. Ключевский

  Данный курс представляет собой систематическое изложение основных фактов и событий истории нашего Отечества. Он познакомит вас с важнейшими этапами формирования и развития российского государства с древнейших времен и до конца XIX века. Но прежде чем приступить к изучению истории России, следует остановиться на некоторых общих вопросах, выяснить, что же такое история, каковы ее предмет и методы изучения, познакомиться с классификацией исторических источников, рассмотреть основные методологические проблемы современной исторической науки.
  Само понятие история в переводе с греческого означает «повествование о том, что узнано». Перевод этого слова помогает нам понять и содержание науки истории. История - это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего. История изучает развитие человеческого общества как единый противоречивый процесс. Она является одной из гуманитарных наук, которые занимаются исследованием человеческой природы и призваны облегчить человеку самопознание и показать пути к самосовершенствованию. Как говорил известный французский историк и историософ М. Блок, история - это наука о человеке, «о людях во времени».
  История позволяет благодаря объективному изучению, систематизации и обобщению огромного массива самого разнообразного материала свести отдельные и часто разрозненные факты и события в стройную систему достоверных знаний, выявить причинно-следственные связи между ними, показать глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию. Со становлением исторической науки появилась реальная возможность увидеть прошлое человечества не как случайное и хаотическое скопление отдельных, не связанных между собой явлений и процессов, а обнаружить их взаимообусловленность, их корни и истоки, понять причины и мотивы движения истории, ее логику и смысл. Историческая наука существует как бы в двух срезах: с одной стороны, в виде событийно-повествовательной, или нарративной истории, истоки которой ведут к бытоописательству, освещению отдельных событий, фактов, биографий исторических личностей, с другой - в виде теоретического, сущностного исследования проблем исторического процесса, выявления в конкретно-историческом развитии общих закономерностей и особенностей, определения типов, путей, стадий и форм исторической жизни. Следует также учитывать, что история - это представление о прошлом, соответствующее достигнутому уровню знаний. Поскольку общество постоянно находится в движении, в развитии, то соответственно изменяются, не могут стоять на месте и способы его познания.
  История есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека или групп людей. Деятельность людей связана с отношениями между ними, всегда протекает при определенной системе этих отношений. Деятельность и отношения представляют собой органически взаимосвязанную коренную субстанцию общественно-исторического развития. Однако, несмотря на то, что люди сами делают свою историю, она вместе с тем является объективным и закономерным процессом. Прежде всего деятельность тех или иных поколений людей протекает при обстоятельствах, которые созданы не ими самими, а даны им и перешли из прошлого. Любое поколение в состоянии радикально изменить существующие общественные отношения. Но действовать оно может, только опираясь на тот материальный и духовный потенциал, который достался ему от предшествующих эпох. Это, естественно, ограничивает возможности для субъективной деятельности людей и ставит перед ними задачу адекватной оценки исторического наследия и его рационального использования в своей деятельности. Таким образом, в историческом развитии имеет место органическое сочетание субъективного и объективного. Поэтому важнейшей задачей историков является конкретный показ не только того, как воздействовали на ход исторического развития те или иные объективные общественные закономерности и факторы, но и того, как деятельность и отношения людей создавали их и как они учитывались в их деятельности.
  Основными движущими силами исторического развития являются побудительные мотивы человеческой деятельности. Мотивация же зависит от потребностей. Многие потребности, обретшие характер ментальности, возникали под воздействием особенностей природно-географической среды. Так, например, в России - обширность территории, ее равнинный и континентальный характер, низкая плотность населения, неблагоприятные на большей части страны почвенные и климатические условия порождали потребность в таких чертах населения, как терпение и умение переносить трудности, неторопливость, взаимопомощь и коллективизм. Отсюда же - объективная потребность в сильной государственной власти и, как следствие этого, широкое распространение веры в «верхи», «царистских иллюзий», надежд на «хорошего царя» и «доброго барина». Имманентным свойством человеческих потребностей является их непрерывный рост. Присущее человеку как сознательному существу стремление к улучшению своего положения, к саморазвитию, к познанию неизведанного и овладению им обусловливает непрерывный рост потребностей, которые опережают возможности их удовлетворения. Это глобальное противоречие, и необходимость его разрешения и выступает как всеобщая и универсальная движущая сила общественно-исторического прогресса.
  Одной из задач исторического познания общества является раскрытие закономерностей функционирования и развития исторических явлений и процессов. Закономерность же - это прежде всего повторяемость. Однако особенность общественно-исторического развития состоит в том, что конкретные исторические ситуации и связанная с ними деятельность людей индивидуальны, и в таком виде, как они совершались, не воспроизводимы. Но, во-первых, есть сферы, где аналогичная деятельность повторяется в новых условиях. Во-вторых, есть общественные задачи, требующие долговременного решения. В-третьих, есть принципы и методы решения тех или иных задач, которые могут быть применены в различных условиях.
  При изучении истории используются два подхода: историко-ситуационный и историкоретроспективный. Суть историко-ситуационного подхода состоит в рассмотрении явлений и процессов прошлого в контексте соответствующей исторической ситуации. Основным здесь является выяснение того, в какой мере современники адекватно воспринимали историческую реальность и учитывали ее при определении целей и задач своей деятельности, с одной стороны, и соответствие этой деятельности объективным перспективам исторического развития - с другой. Глубина понимания современниками прошлого и настоящего и их соотносимости с будущим определяет степень субъективной прогрессивности их взглядов и основанной на них деятельности. Историкоретроспективный подход раскрывает суть и прогрессивность явлений прошлого с определенной исторической дистанции, когда уже в той или иной мере обнаружились исторические результаты соответствующей деятельности в прошлом. Это позволяет углубить раскрытие ее объективной значимости и прогрессивности и дать ей более глубокую оценку. Только сочетание историко-ситуационного и историко-ретроспективного подходов позволяет наиболее глубоко раскрыть результаты деятельности человека и вклада этой деятельности в общественный прогресс.
  Чтобы раскрыть процесс общественно-исторического развития, ученые используют сравнительный, историко-типологический, системный методы, метод моделирования исторических ситуаций, метод количественного анализа.
  Носителями информации о прошлом являются исторические источники. Под историческими источниками понимается совокупность объектов, отражающих исторические процессы и дающих возможность изучать прошлое человеческого общества. Различают вещественные и письменные исторические источники. К вещественным относятся археологические находки и сохранившиеся предметы материальной культуры. Среди письменных источников выделяют актовые, или документальные (законодательные акты, договоры общественно-правового характера), и нарративные, или повествовательные (летописи, дневники, мемуары). Очевидно, что письменные источники обладают различной степенью достоверности. Если при анализе актовых следует обратить внимание лишь на их подлинность, то нарративные источники достаточно субъективны и содержат сведения, нуждающиеся в дополнительной проверке.
  История выполняет ряд социально значимых функций. К ним относятся познавательная, интеллектуально-развивающая, практическо-политическая, мировоззренческая. История обладает огромным воспитательным воздействием, формирует патриотизм, позволяет познать нравственные ценности в их развитии, знакомит с деятельностью великих личностей, позволяет разобраться в пороках общества и критически оценивать его современное состояние.
  Одной из специальных исторических дисциплин является историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки. В России историческая наука сформировалась к середине XVIII в., чему во многом способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). Его «История Российская» хотя и была оформлена в виде летописного свода, представляла собой попытку выявления закономерностей развития российского общества, обоснования причин возникновения государственной власти. Ряд исторических сочинений принадлежит перу М.В. Ломоносова. Это «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.», «Краткий Российский летописец с родословием», историческая поэма «Петр Великий». Важный вклад в формирование отечественной исторической науки внесли работавшие в России немецкие историки Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Они впервые применили специальные методы для извлечения достоверной информации из исторических источников.
  Во второй половине XVIII в. работали такие известные историки, как М.М. Щербатов (17331790) и И.Н. Болтин (1735-1792). Перу М.М. Щербатова принадлежит «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г. Автор не владел необходимыми знаниями для написания такого сочинения, поэтому оно содержало много неточностей хронологического, географического и этнографического характера. Особое место в развитии русской исторической науки занимает И.Н. Болтин, автор «Примечания на историю древния и нынешния Россия г. Леклерка». Французский медик Леклерк после 10-летнего пребывания в России, вернувшись на родину, написал сочинение, изобилующее клеветническими выпадами и вымыслами на Россию и русский народ. И.Н. Болтин подверг «Историю» Леклерка подробному разбору, «чтобы уличить и устыдить наглого ее сочинителя». Труд И.Н. Болтина обогатил отечественное источниковедение. Его призывы к критическому отношению к источнику, к точности в изложении фактов и описании событий не утратили значения и поныне.
  Больших успехов отечественная историческая наука достигает в XIX в. Крупное культурное и политическое значение имела 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина (17661826). В 1803 г. Карамзин получил официальную должность историографа, что давало ему право доступа к государственным архивам. Первые 8 томов этого труда вышли в 1816-1817 гг.; в 1821-1824 гг. появились 9-11 тома; последний 12-й том, обрывающийся на 1611 г., был издан в 1829 г. Исторический труд Карамзина, прозванного «Колумбом российской истории», создан на основе богатых и разнообразных источников, многочисленных трудов античных и средневековых авторов. Особенно ценны обширные документальные приложения, имеющие большое научное значение, поскольку многие оригиналы публиковавшихся Карамзиным документов не сохранились. Выдающимся историком эпохи был С.М. Соловьев (1820-1879). По величине, объему, емкости содержания своего ученолитературного наследия он, пожалуй, мало с кем из русских историков может быть сопоставлен. Научная библиография зарегистрировала 244 названия печатных произведений Соловьева, появившихся при его жизни с 1838 по 1879 год. Важнейшей его работой явилась «История России с древнейших времен» в 29 томах. Социально-экономические процессы в истории изучал В.О. Ключевский (18411911), автор «Курса русской истории», исследований «Боярская дума», «Происхождение крепостного права в России». Широкую известность приобрели исследования А.А. Шахматова (1864-1920) по истории русского летописания.
  В советский период историкам предписывалось руководствоваться принципом партийности, подтверждать своими исследованиями основные положения марксистско-ленинской теории, что негативно сказалось на развитии науки. Огромное влияние на формирование советской исторической науки оказали работы М.Н. Покровского, отличающиеся крайней политизированностью. Своего рода образцом для историков в сталинский период являлся учебник «История ВКП(б). Краткий курс», искажавший факты в угоду властям. В период хрущевской «оттепели» оживляется и деятельность историков, несколько расширяется доступ к архивам, публикуются ранее неизвестные документы. Среди наиболее известных историков советского периода следует выделить исследователя русского средневековья М.Н. Тихомирова (1893-1965), специалиста по истории России XV-XVI вв. А.А. Зимина (1920 - 1980), автора работ по этногенезу Л.Н. Гумилева (1912-1992).
  Начиная с 1985 г. в обществе значительно возрастает интерес к своему прошлому, пересматриваются идеологизированные концепции, сложившиеся в советский период, публикуется масса работ, посвященных освещению так называемых «белых пятен» истории. Однако наряду с подлинно научными трудами появляется большое число публицистических, чрезвычайно политизированных, или попросту очернительских работ, претендующих на изложение истины в последней дистанции, авторы которых стремились привлечь внимание читателей или отстоять определенную идеологическую позицию. В связи с этим особо остро встал вопрос о методологии исторической науки.
  Одной из основных методологических проблем в настоящее время является вопрос о периодизации и типизации исторического процесса и соотношении формационного и цивилизационного подходов. Говоря о цивилизационном подходе, следует отметить, что вызывает споры определение того, что такое цивилизация. Выдвигаются различные трактовки, начиная с раскрытия содержания этого понятия применительно к культуре и заканчивая пониманием цивилизации как интегрального, обобщенного выражения основных черт общественно-исторического развития в его целостности.
  Попытки периодизации хода исторического развития стали предприниматься фактически с возникновением исторической науки. Длительное время они основывались на членении хода исторического развития по княжениям, царствованиям, то есть на индивидуально-единичном. В этом есть определенный смысл, ибо от верховных руководителей государства многое зависит в ходе общественно-исторического развития. Однако при подобной периодизации движущие силы исторического развития сводятся почти исключительно к личностным качествам этих руководителей и их ближайшего окружения, а сама периодизация не раскрывает поступательного характера исторического прогресса.
  Наиболее ярким примером в русской историографии плюсов и минусов такой периодизации является «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Блестящие нравственно-психологические характеристики российских самодержцев сочетаются здесь с полным отказом от раскрытия содержательно-поступательного хода исторического развития. В духе просвещенного абсолютизма его подъемы связываются с мудрыми самодержцами (идеал - Иван III), а зигзаги и провалы - с действиями сторонников радикальных преобразований (Иван Грозный, Петр Великий).
  Новым подходом в решении проблемы периодизации было выделение исторических этапов на основе выявления различных стадий в развитии государственности. В центре внимания здесь оказывалась политическая история. Это был подход от особенного. В русской историографии он стал фундаментальным в 29-томной истории России С.М. Соловьева. В ней ход исторического развития России представлен как внутренне обусловленный, закономерный процесс становления и развития государственности.
  Предпринимались и предпринимаются попытки периодизации на основе других категорий особенного в историческом развитии (формы производства, стадии экономического роста и т.д.).
  Одним из возможных вариантов периодизации и типизации является марксистская теория общественно-экономических формаций, согласно которой человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Научный аппарат периодизации включает такие понятия: производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Суть этой периодизации заключается в признании объективных закономерностей развития общества, обусловливающих прогрессивную смену одной общественно-экономической формации другой.
  Цивилизационный подход рассматривает общественно-историческое развитие человечества как смену относительно замкнутых цивилизаций (культурно-исторических комплексов). Он основан на аналогии событий, имевших место в тех или иных цивилизациях. Главным критерием здесь выступает общность черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании. При этом учитываются различия в среде обитания, историческом развитии.
  Различают три основных типа цивилизаций, хотя есть и более объемные классификации.
  1. Народы вне исторического времени (то есть без идеи развития). Он соответствует первобытному состоянию общества и характеризуется равновесием человека и природы, строгим соблюдением традиций, запретом их нарушения (табу). В настоящее время этот тип цивилизаций представлен рядом племен, населяющих отдаленные районы нашей планеты.
  2. Восточный (имеющий идею циклического развития). Ему присущи тесное переплетение прошлого и настоящего, приоритет религиозных и духовных ценностей. Общественное развитие характеризуется наличием сильного авторитарного государства с замкнутыми кастовыми общинами, не связанными друг с другом. Для такого типа цивилизации характерно замедленное развитие всех сфер жизни общества.
  3. Западный. В его основе лежит идея непрерывного развития. Он утверждается в европейских странах одновременно с распространением христианства. Рационализм, престиж результативного труда, развитые частная собственность и рыночные отношения, политическая система с активно действующими политическими партиями характерны для этого типа общества. Государство выступает регулятором общественных и политических процессов.
  Каждому из названных типов цивилизаций свойственны как недостатки, так и несомненные достоинства. В первом типе гармонично решена проблема взаимодействия человека и природы, однако человек остается практически нереализованным. Восточное общество, отдавая значительную дань духовности, почти полностью игнорирует интересы отдельной личности. Европейская цивилизация предоставляет человеку возможность самореализации, но она не исключает социальных противоречий, роста бездуховности и агрессивности у некоторых его членов.
  Важнейшими методологическими принципами, позволяющими объективно осветить развитие общества, являются следующие:
  • принцип историзма, согласно которому все исторические явления должны рассматриваться в соответствии с конкретной обстановкой, в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • принцип социального подхода, предполагающий анализ экономических и политических процессов с учетом интересов различных слоев населения;
  • принцип всесторонности изучения, предполагающий использование как можно более полной и достоверной информации о прошлом, рассмотрение всех сфер жизни общества в их взаимосвязи.
  Использование этих принципов позволяет обеспечить достоверность и научность проводимых исследований.
  Историю России невозможно рассматривать вне мирового исторического процесса. Научные споры о принадлежности ее к какому-либо типу цивилизаций активно ведутся и сегодня. Следует заметить, что в прошлом и настоящем нашего Отечества переплелись черты различных цивилизаций, что позволяет ряду ученых выделить особый тип цивилизации - евразийский, к которому и относится Россия. На историческое развитие нашей Родины оказывают существенное влияние ее география, природно-климатические условия, геополитическая среда, религия, многонациональный состав населения. Огромное влияние на формирование русского национального характера оказало промежуточное положение России между Европой и Азией, между христианским Западом и мусульманско- языческим Востоком. Огромная территория государства способствовала формированию таких качеств русского народа как широта души, любовь к воле, стремление «к перемене мест», отсутствие внутренней дисциплины. Привычка к тому, что страна «богата и обильна», неуклонно ширится и растет, укрепила у русских убежденность в неистощимости природных ресурсов и расточительность. Суровые природно-климатические условия способствовали развитию коллективизма и общинных традиций. Огромное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие христианства не только приобщило государство к европейской традиции, но и способствовало формированию идеи об особой миссии России как преемнице Византии. Лишь всесторонний и объективный анализ исторического развития России позволит сформировать полное представление как о специфике русского национального характера, так и об особенностях российской цивилизации.

Назад
 
© www.txtb.ru