Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.6. Культура Киевской Руси

  Письменность и литература
  Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры. Не позднее чем в конце К-начале Х вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица, созданные во второй половине К в. братьями Кириллом и Мефодием. Первоначально они распространяются в западнославянском государстве - Великой Моравии, затем - в Болгарии и на Руси. Так русско-византийский договор 911 г. был написан на двух языках - греческом и славянском.
  «Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным. Недаром летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. О широком распространении грамотности свидетельствуют владельческие записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях Х! в., надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты.
  К ХI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Книги в то время были очень дорогими. Исключительно дорог был материал для них. Таким материалом служил пергамент - специально выделанная кожа, обычно телячья. Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной работе. В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана, сколько даже нарисована, по строгим правилам - уставу. Среди древнейших дошедших до нас рукописей - «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава.
  К ХI в. относится и зарождение русской литературы. В первой половине ХI в. возникает летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на предшествующих текстах, - «Повесть временных лет» была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия, житие князей Бориса и Глеба - «Чтение о житии и о погуб- лении».
  Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности летописца Иллариона, первого киевского митрополита русского, а не византийца по происхождению. В своем «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049) он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю, но и всю Русскую землю, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли».
  Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила - описание его путешествия в «святую землю» Палестину, совершенного в 1106-1108 гг.
  Самобытность русской литературы проявилась в знаменитом «Поучении» Владимира Монома- ха, состоящем из двух частей:
  1) «Поучение детям»,
  2) перечень «Путей» - походов и поездок, которые Мономах совершал в течение жизни.
  Зодчество
  Зодчество в Киевской Руси достигло достаточно высокого уровня развития. К сожалению, памятники древнерусского зодчества не сохранились, так как до конца Х в. постройки были преимущественно деревянными. Кроме того, многие сооружения были разрушены во время Батыева нашествия. Древнейшей каменной церковью была Десятинная церковь, построенная в Киеве в 996 г. Она была разрушена в 1240 г.
  Византийскими архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, ок. 1037 г. был построен сохранившийся до наших дней (впрочем, значительно перестроенный снаружи) Софийский собор в Киеве. Собор имел 13 куполов, был украшен фресками и мозаикой. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Так, при выполнении мозаики Богоматери Оранты в Софии Киевской использовано до 130 оттенков.
  На территории Руси известно около 15 каменных храмов Х^начала ХП вв., близких по стилю к Софии Киевской. Тип храмов - крестово-купольный - был заимствован из Византии. Храмы строились из плоского кирпича, толщиной 2,5 - 4 см, размером 31х31 см - плинфы.
  В храмах помещались иконы (греч. «изображение», «образ»). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Наиболее известная из них «Владимирская богоматерь» (рубеж Х^ХП вв., неизвестный греческий автор). Известны имена русских иконописцев ХI в. - Алимпий, Георгий.
  Ремесла
  По подсчетам академика Б. Рыбакова в русских городах, число которых приблизилось к 300, работали ремесленники около 60 специальностей. Широко было распространено гончарное ремесло. В Х в. появляется гончарный круг. Гончары изготавливали посуду, детские игрушки, облицовочную плитку. Большие успехи были достигнуты в кузнечном деле. Русские кузнецы изготавливали замки, состоящие из 40 деталей, славившиеся в Западной Европе; самозатачивающиеся ножи из трех пластин. Велики были достижения древнерусских ювелиров. Златокузнецы изготовляли разнообразные украшения - серьги, подвески-колты, кольца, ожерелья. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, порой тысяч, мельчайших шариков. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью: получалась так называемая перегородчатая эмаль.
  Быт
  Характерной чертой быта времен Киевской Руси было возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то глинобитными, то каменными, топились они по-черному. Боярские и княжеские хоромы представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных между собой сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом - деревянной башней. Были и каменные княжеские дворцы.
  Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоев общества была рубаха, носили ее навыпуск. Особое значение придавалось головным уборам. Шапка из яркой материи с меховой опушкой была символом княжеской власти, остальные носили меховые или плетеные шапки. Правила снимать шапку дома или в церкви не существовало. Замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой - «простоволосой» - считалось, что этим она могла нанести вред окружающим. Голову покрывали «повоем» - полотенцем. Верхней одеждой служил плащ. Наиболее распространенная его форма - вотола - плащ без рукавов до колен. Лапти - «лыче- ницы» были крестьянской обувью, горожане чаще носили кожаную обувь: сапоги или туфли - поршни.
  В пищу употребляли хлеб, мясо, овощи, сыры, кисели из пшеницы. Пили мед, вино, квас. Из развлечений любили охоту, рыбную ловлю, пиры.
  Характерная черта культуры Киевской Руси -взаимопроникновение язычества и христианства. Христианство еще не смогло глубоко проникнуть в мировоззрение народа. Даже церковный брак не был строго обязательным, известны многочисленные случаи многоженства среди князей- христиан. Церковные имена также нелегко проникали в среду русского народа. Многие люди, получившие при крещении христианские имена, в быту именовались «мирскими», нехристианскими. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только для рассматриваемого периода, но продолжалось вплоть до конца XVII в. и даже далее.


 
© www.txtb.ru