Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.5. Социально-экономические отношения на Руси в Х-XII вв.

  Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам. Рассмотрим, какой смысл вкладывают в термин «феодализм».
  Французский историк Франсуа Гизо (1787-1874) выделил три основных признака феодального общественного устройства:
  1. Владение землей является привилегией людей, несущих военную (иногда иную государственную службу), причем права на землю обусловлены выполнением определенных обязанностей (в соответствии с обычаем, приобретающим значение закона, или по договору вассала с сеньором).
  2. Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью; наделяя своего вассала землей, сеньор уступает ему и часть своих властных полномочий.
  3. Земледельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие.
  Дополняя и развивая предложенное Гизо толкование феодализма, современные исследователи отмечают следующие его черты:
  • Право феодала на землю сопряжено с правом пользования продуктом труда зависимых от него крестьян.
  • Нераздельность власти и землевладельческих прав создает своеобразный тип внеэкономического принуждения к труду, сущность которого - в хозяйственных претензиях носителей власти.
  • Земля не является объектом свободной купли-продажи и, следовательно, не находится в чьей-то полной частной собственности.
  • Натуральный характер хозяйства.
  • Ручной труд и мускульная сила животного являются главным энергетическим источником производства.
  • Для феодализма характерна система вассалитета - система личной зависимости одних феодалов - вассалов - от других - сеньоров (вассал обычно получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности).
  Признаки феодализма наиболее полно проявились в средневековой Западной Европе. Русский феодализм отличался значительным своеобразием. Так, на Руси не приобрела законченных форм система вассальных отношений. В дохристианский период развития Древнерусского государства земли, слабо связанные друг с другом и порой лишь номинально подчиненные Киеву, управлялись местными племенными князьями. Так, Владимир использовал в качестве своих представителей в разных областях своих сыновей. Управлявшие от имени киевского государя наместники были скорее слугами, чем вассалами.
  Первые признаки феодализации русского общества появляются в XI в. В это время складывается индивидуальная крупная земельная собственность - вотчины. Земельная собственность появляется у дружинников и церкви. Но вес вотчинной собственности в XI в. незначителен. Основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.
  Основным населением Киевской Руси в XI в. были свободные общинники, которых «Русская Правда» называет «людьми». В источнике содержится немало упоминаний о древнерусской общине - верви. Это была, видимо, уже не родовая община: она обладала определенной территорией, за которую отвечала перед государством (если нашли труп на территории общины, она должна найти убийцу или заплатить виру -штраф за нарушение государственного порядка). В общине выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи: «Русская Правда» подробно разбирает случаи, когда община помогает попавшему в беду своему члену и когда он должен платить сам, «а людем не надобе».
  Многие исследователи полагали, что основным крестьянским населением страны были не раз упоминавшиеся в источниках смерды. Однако «Русская Правда», говоря об общинниках, постоянно употребляет термин «люди», а не «смерды». За убийство людина полагался штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5. Смерд не имел права оставить свое имущество непрямым наследникам - оно передавалось князю. Вероятно, смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя.
  Лично зависимое население вотчин и несвободные слуги именуются в источниках челядь (единственное число - челядин) и холопы (женский род - роба). «Русская Правда» рисует тяжелое положение холопов, которые были полностью бесправны. Холоп, ударивший свободного, если даже господин заплатил за него штраф, мог быть при встрече убит обиженным, а в более позднее время - жестоко телесно наказан. Холоп не имел права свидетельствовать на суде. Беглого холопа, естественно, наказывал сам господин, но тяжелые денежные штрафы накладывались на тех, кто поможет беглому, указав путь или хотя бы накормив. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.
  Во второй половине XI в. появляется категория закупов - неполных холопов. Закуп (от «купа» - долг) - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу и отрабатывающий свой долг в качестве землевладельца.
  В «Русской Правде» упоминаются также изгои - люди, оторвавшиеся от своих общин и живущие в чужих.
  Безусловно, важнейшее место в структуре древнерусского общества занимали князья, бояре и дружинники.
  Таким образом, в IX-XII вв. в структуре древнерусского общества преобладало свободное население. Русь в этот период находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к феодальным.

 
© www.txtb.ru