Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

  Возможно, что самое емкое и краткое определение рыночной экономики заключается в словосочетании “экономика свободного предпринимательства”. К видам предпринимательства законодательство относит любые виды хозяйственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную и консультационную деятельности, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих форм предпринимательства считается частное, осуществляемое и нашими, и иностранными гражданами, но признается и предпринимательская деятельность коллективов предпринимателей.
  Исключительно важными свойствами предпринимательства являются мобильность, динамичность, отличающие его от относительно устоявшихся форм и методов экономической деятельности. Поиск разных путей решения проблем малого бизнеса, их выбор и изменение возможно только при наличии альтернатив. Следовательно, непременным условием предпринимательства является свобода поиска и выбора способов экономических действий при их разнообразии. А это предопределяет тесную связь предпринимательства и рынка: ведь только в условиях рыночных отношений возникает свобода выбора своей траектории движения и действий в экономическом пространстве.
  Поскольку любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство - обмен - распределение - потребление), можно выделить такие виды предпринимательской деятельности как производственная, коммерческая и финансовая. Производственное предпринимательство распространяется на производство и потребление товаров и услуг. В России четко обозначились три способа организации малых предприятий в производственной сфере:
  - фирмы, учрежденные крупными промышленными предприятиями;
  - малые предприятия, появившиеся в процессе приватизации;
  - вновь созданные малые предприятия.
  Успех обеспечен, если есть:
  - своя узкая ниша на рынке;
  - интеллектуальная собственность организаторов предприятия, владение патентами, ноу-хау;
  - гарантированный доступ к сырью;
  - кооперация с крупными промышленными предприятиями;
  - свой круг потребителей и налаженная сбытовая сеть;
  - высокое качество продукции, приемлемые цены, грамотная маркетинговая деятельность на рынке;
  - сочетание предпринимательских и организаторских способностей руководства; удача и везение.
  В идеале необходимо, чтобы у предприятия было 4-5 факторов успеха или конкурентных преимуществ, которые помогают выжить. В противном случае предприятие становится банкротом в течение года.
  Как свидетельствует мировой опыт, сфера услуг наиболее привлекательна для малого бизнеса. Многие виды услуг нельзя перевозить и хранить как товары, следовательно, они должны быть максимально приближены к возможным клиентам. Это означает, что конкуренция по многим видам услуг территориально ограничена и для поиска своей ниши на рынке можно посмотреть, какие виды услуг оказываются в других районах города, региона и т. д. или отсутствуют на данном рынке. Научно-технический прогресс, развитие производства и общества приводят к тому, что появляются новые виды услуг. Даже без специального исследования очевидно, что больше всего малые предприятия занимаются торгово-посреднической деятельностью. И большинство из них, просуществовав один- три года, исчезают. Возрождающееся уже более 10 лет российское предпринимательство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо понять и проанализировать, чтобы определить фазы развития предпринимательства, в первую очередь малого, индивидуального, семейного, коллективного, и решить стоящие перед ним задачи.
  Функционирование и развитие цивилизованного предпринимательства немыслимо вне действия его имманентных регуляторов (саморегуляторов), так и без внешних регулирующих влияний. Совокупность подобных внутренних и внешних регуляторов, образующих определенную систему, и есть то, что может быть названо “организационно-хозяйственным механизмом предпринимательства”, функционально обеспечивающим воспроизводство предпринимательского типа хозяйства и повышение эффективности этого воспроизводства.
  Анализируемый механизм, соответственно, включает два блока: са- моуправленскую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями (любой предпринимательский уклад воспроизводится на основе действия закона стоимости, стоимостные отношения в той или иной мере проникают внутрь каждого предприятия, субъекта рынка) и систему государственного регулирования, также адекватную (в идеале) требованиям законов рынка. Каждая из форм предпринимательства нуждается в обоих блоках организационно-хозяйственного обеспечения. Малым предприятиям предпринимательского типа необходим эффективный внутрифирменный механизм организации и управления, включающий высокорезультативный инновационный и финансовый менеджмент; однако на данном этапе важна проблема государственной поддержки.
  Малое предпринимательство придает рыночной экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие проблемы рыночного хозяйства. Поэтому малое предпринимательство органично входит в экономические системы развитых стран, особенно США, Японии, Тайваня. По экспертным оценкам, России необходимо от 3 до 15 млн р. на его развитие.

 
© www.txtb.ru