Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.5. Личностный аспект предпринимательской культуры

  В основе понимания этого вопроса лежит фундаментальная роль личного интереса в формировании образа действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Личный интерес придает направленность и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной. Стоит заметить, что соблюдение личного интереса не следует смешивать с эгоизмом.
  Предпринимательство требует от человека, занимающегося им, определенных качеств, как и любая другая профессия, основанная на необходимости проявления творческих начал, природного таланта, ума и смекалки, а также широты мышления и познаний.
  Личные характеристики предпринимателя формируют основы деловых качеств, необходимых любому человеку, который занимается бизнесом. Обычно считается, что предпринимателю необходимо иметь навыки: технологические, коммуникативные и концептуальные.
  Технологическая группа навыков связана с освоением конкретной профессии и превалирует у начинающих предпринимателей. По мере увеличения рамок бизнеса относительное значение этих навыков сужается. Довольно слабая зависимость крупных предпринимателей от технологических навыков объясняется тем, что всю конкретную работу они могут переложить на плечи сотрудников. Технологическое развитие предприниматели в основном склонны чувствовать пришедшие в бизнес из инженерно-технической сферы. Иногда они слишком углубляются в инженерные вопросы и склонны забывать об организационной стороне дело, но, с другой стороны, они более чувствительны к технологическим нововведениям. Условно технологические навыки могут быть представлены следующими дисциплинами: основами бухгалтерского учета, маркетингом, финансово-экономическими знаниями, применением ЭВМ, узкоспециальными знаниями.
  Группа коммуникативных навыков имеет непосредственное отношение к человеческому фактору: восприятие сотрудников и их оценка, установление с ними всесторонних контактов, оказание на них целенаправленного влияния. Такого рода навыки важны для всех предпринимателей. Однако наиболее интенсивно они используются на этапе привлечения бизнесменом других людей в рамках своего дела. Готовность прислушиваться к мнению других связана с необходимостью выработки глубокого мышления, чтобы направлять подчиненных мыслить и формулировать плодотворные идеи. Беспристрастная оценка сотрудников - дело очень трудное, и окончательное решение по личным вопросам предпринимателю часто приходится принимать в одиночку. Непредубежденность и отзывчивость привлекают людей, верность своему слову создает атмосферу доверия. Обладая этими качествами, успешный предприниматель может наладить работу и создать хорошие взаимоотношения между подчиненными.
  Концептуальные навыки - это способность чувствовать связи между своим делом и средой. Концептуальные навыки включают в себя: искусство прогнозирования событий, планирование деятельности больших групп людей, перемещение больших капиталов и ресурсов, определение политики развития бизнеса. Подобные навыки должны быть присущи предпринимателям, ведущим большое количество операций на рынке. Значимость концептуальных навыков для крупных предпринимателей связана с их ответственностью за обеспечение нормального функционирования больших предприятий, в том числе и в экстремальных условиях. Отличительными характеристиками концептуальных навыков предпринимателя являются широта взглядов и долгосрочное предвидение. Широта взглядов - это противоположность узкого, специализированного видения. От предпринимателей требуется умение видеть главное направление, которое создает благоприятные возможности или, напротив, угрозу для дела. Долгосрочное предвидение - это способность заглядывать в будущее и выяснять, что должно быть сделано сегодня для подготовки к будущему. Большая гибкость необходима для того, чтобы проявлять творческий потенциал на этом пути, чтобы видеть новые подходы, которые радикально отличаются от сегодняшних. Предприниматель должен принимать решения, связанные с вопросами, не имеющими прецедентов, когда имеется высокая степень неопределенности.
  Таким образом, нисколько не умаляя значения деловых качеств в системе предпринимательских способностей, следует подчеркнуть, что основа предпринимательства - это личная позиция.
  Во многих западных работах такая отличительная черта предпринимателей, как потребность в достижении успеха, раскладывается на три составляющие:
  - готовность нести ответственность за свои решения, умение поставить цель и достичь ее собственными средствами;
  - склонность к умеренному риску, ставка на собственные знания и умения;
  - умение за каждым решением видеть конкретный результат.
  Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается, прежде всего, с этическими, а уже затем с финансовыми моментами. Предпринимательский успех связывается с идеей, мечтой, стремлением изменить ход событий, мир вещей и т.д. Деньги, капитал, прибыль - все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.
  Выделяют следующие типы предпринимателей:
  - учредители, создающие предприятия различных организационно-правовых форм и видов деятельности: брокерские конторы и биржи, торговые дома и страховые компании, инвестиционные фонды, коммерческие банки и холдинги и т.д.; руководство ими учредители осуществляют через участие в работе советов директоров, председателями или членами которых они являются;
  - учредители-руководители, непосредственно осуществляющие руководство созданными предприятиями;
  - совместители - предприниматели, которые совмещают работу по найму с работой на собственном предприятии;
  - менеджеры, среди которых различаются менеджеры-акционеры и “антрепренеры” (руководители подразделений);
  - труженики, осуществляющие и организацию, и руководство, и непосредственное функционирование предприятия; к ним относятся работники и владельцы небольших фирм, выполняющие функции работника, а также директора и бухгалтеры предприятия; западные концепции поведенческих типов акцентируют внимание на чертах характера, мешающих предпринимательству:
  - флюгер верно определяет перспективные направления развития, но редко доводит дело до создания нового предприятия;
  - простак склонен все упрощать, считает, что все можно создать в два счета;
  - недотрога настолько влюблен в свою собственную идею, что каждого подозревает в намерении украсть ее; эта мания преследования мешает установлению отношений взаимопомощи и доверия с сотрудниками;
  - знайка обладает прекрасными знаниями в области теории, которые не подкреплены практическими навыками;
  - аккуратист настолько привык к порядку, что в критическую минуту теряется и не может управлять ситуацией в обстановке неопределенности и хаоса;
  - философ не слишком стремится воплотить идею в реальное дело, не рвется к конкретным свершениям, поэтому ему необходимо иметь хорошую команду управляющих;
  - инопланетянин не имеет адекватной мотивации и целей для создания и развития собственного дела;
  - изобретатель больше беспокоится о своем изобретении, чем о создании предприятия.
  Бизнес напоминает отчасти азартную игру, поэтому наибольших успехов достигает тот, кто может одновременно четко просчитать и интуитивно определить степень риска. Отношение к риску - важная компонента предпринимательского образа.

 
© www.txtb.ru