|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Маркетинговое исследование компании «Synovate. Research reinvented». При выборе моторного масла 80 % россиян руководствуются приспособленностью марки к российским условиям
Источник: проект «Sostav.ru. Реклама. Маркетинг. PR» В 2007 году Россия потребила 1.7 тонн моторных масел и смазок, что делает её третьим по объёму рынком смазочных материалов после Китая и США. На данный момент на российском рынке представлено около 90 различных брендов смазочных материалов как отечественного, так и зарубежного производства. Вполне очевидно, что уровень конкуренции на подобном рынке невероятно высок - компании такие как LLK-International (дочерняя компания ОАО «ЛУКОЙЛ») активно изучают рынок и стараются вывести свою продукцию на качественно новый уровень, чтобы составить конкуренцию зарубежным брендам, таким как BP, Shell и Esso. Рынок становится более структурированным, а методы работы на нём более цивилизованными. В рамках серии исследований, первые из которых были проведены в 2004 году, глобальная компания Synovate попыталась проанализировать российский рынок смазочных материалов, выделить его основные тенденции и понять по каким законам он существует. Для того чтобы получить полную картину рынка исследователи Synovate опросили как простых автолюбителей из крупных городов России, так и представителей коммерческого сектора и розничных торговцев, занимающихся сбытом смазочных материалов. Отчёт о проведённом исследовании был представлен 12 ноября на ежегодной конференции «Производство и рынок смазочных материалов - 2008». По результатам исследования выяснилось, что при выборе смазочных материалов большинство (84 %) российских потребителей руководствуются соотношением «цена-качество», а так же тем, насколько продукция той или иной фирмы устойчива к российским дорогам и климатическим условиям. При покупке же масел, 51 % россиян предпочитают руководствоваться собственным опытом и знаниями, а для 41 % потребителей первостепенное значение имеют рекомендации, полученные от продавцов и знакомых. Любопытно отметить и тот факт, что всего лишь 6 % потребителей, выбирая смазочные материалов руководствуются инструкциями по эксплуатации собственного автомобиля.
![Рисунок](../img/959.png)
«Это отличительная черта российских потребителей. Большинство из них мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, с высшим образованием, которые мнят себя экспертами в сфере автомобилестроения, хотя очень часто не разбираются в технических аспектах. Поэтому хотя они и прислушиваются к советам и рекомендациям продавцов, но в итоге при принятии решения о покупке руководствуются собственными впечатлениями и ощущениями. Более того, если в развитых странах всего 5 % владельцев автомобилей производят замену масла самостоятельно, то в России так поступает 60 % автолюбителей» - комментирует Юлия Сеина, директор Synovate Business Consulting Россия. Synovate так же попытались выяснить, где российские автолюбители предпочитают приобретать смазочные материалы. Оказалось, что 62 % российских потребителей покупают смазочные материалы в специализированных магазинах запчастей и автомобильных аксессуаров, 15 % совершают покупки в авторизованных сервисных центрах и лишь 11 % приобретают масла на АЗС.
«Рынки под открытым небом потихоньку вымирают, и на их место приходят специализированные магазины занимающиеся продажей запасных частей и автомобильных аксессуаров. При этом, как показывает статистика, больше всего продаж приходится на крупные сети розничной торговли и станции технического обслуживания. Постоянный рост спроса на смазочные материалы от зарубежных производителей, а так же те каналы, по которым они поступают в Россию, в дальнейшем приведут к тому, что 70 % покупок моторного масла будут совершаться на АЗС и станциях техобслуживания» - считает Юлия.
![Рисунок](../img/960.png)
Постоянный спрос на масла зарубежных производителей действительно является одной из главных особенностей российского рынка смазочных материалов. Более того, как показало исследование, именно зарубежные бренды являются наиболее узнаваемыми среди автолюбителей. В частности 42 % респондентов сообщили, что первой маркой, которая им приходит в голову является BP, 17 % назвали Shell, а 13 % заявили, что самым запоминающимся брендом для них является Esso от Exxon Mobile. Среди отечественных брендов самым запоминающимся является «ЛУКОЙЛ», который смогли назвать 6 % респондентов. С подсказкой же 98 % респондентов показали знание масел от LLK, 96 % вспомнили о существовании марки Castrol, а 94.5 припомнили Mobil. Любопытно, что называя различные марки, большинство потребителей не могут назвать её страну-производителя. Например, около 1/3 потребителей торговой марки BP уверены, что масло производят в Англии, и только 1 % потребителей продуктов Shell качестве страны-изготовителя упомянули Финляндию. Хотя в целом страна производства важна для 55 % покупателей масел.
![Рисунок](../img/961.png)
«Среди российских автомобилистов репутация зарубежных смазочных материалов заметно лучше, чем у российских аналогов. Не стоит забывать и об особой автомобильной культуре России. Многие российские потребители относятся к своим автомобилям, особенно к иномаркам, как к хрупким, драгоценным и очень капризным созданиям. И, разумеется, они предпочтут заплатить больше за продукт с хорошей репутацией, чем сэкономить, приобретя масло сомнительного качества. Вместе с тем каждый третий автомобилист в России является владельцем российского автомобиля, и для них большинство людей предпочитает использовать российские смазочные материалы, в первую очередь из-за их привлекательной цены. Также в России очень много заводов и фабрик, использующих устаревшую технику и для её обслуживания использующих дешёвые, но низкокачественные отечественные масла и смазки. Однако, как справедливо замечают многие эксперты, ситуация может измениться в ближайшие несколько лет, когда закончатся гарантийные периоды на первую волну техники и транспортных средств купленных россиянами. И если за это время отечественным производителям удастся повысить качество своих продуктов и убедить потребителей в том, что их продукты могут соперничать с зарубежными аналога-ми, то тогда они смогут значительно расширить свою долю рынка» - уверена Сеина. И хотя такие компании, как LLK International и ТНК начали активно продвигать свои товары на рынок, и развивают свою маркетинговую и брендинговую деятельность, им ещё только предстоит достичь уровня своих зарубежных конкурентов: «Реклама и маркетинг российских производителей масел пока носит нерегулярный, хаотичный характер. При этом в ходе исследования мы выяснили, что 77 % сотрудников сервисных центров считают рекламу эффективным средством поддержки продаж и необходимым элементом при продвижении бренда на рынок. Однако реклама на рынке смазочных материалов играет второстепенную роль по отношению к торговому персоналу. Необходимо вводить программы обучения front-line персонала. Потому что, в конце концов, клиент, покупатель находится полностью в руках того человека, который предлагает ему моторное масло».
|
|