Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.3. Рабочий план

  Заключительным, но, тем не менее, крайне важным элементом программы является рабочий план. Для удобства дальнейшей работы целесообразно расписать достаточно подробно все этапы исследования, указав предполагаемые сроки и стоимость работ по каждому из них.
  В программе также необходимо указать, в какой форме будут представлены результаты маркетингового исследования. Традиционными видами отчетных материалов по результатам маркетинговых исследований являются:
  • основной аналитический отчет, содержащий подробную информацию обо всех аспектах исследования (методическом, организационном, содержательном);
  • краткий отчет (резюме), содержащий основные выводы, которые должны лечь в основу будущих маркетинговых решений.
  К отчету по результатам количественных исследований необходимо приложить таблицы статистических распределений. Отчетные материалы качественных исследований, как правило, включают в себя расшифровки текстов интервью, видео- и аудиокассеты с записями фокус- групп и т. п.
  Мы рассмотрели примерную структуру и основные принципы разработки программы маркетингового исследования. Составление программы - необходимое условие успешности всей работы. Программа выполняет две важнейшие функций: научно-познавательную и научно-организационную. Первая состоит в обеспечении теоретикометодической целостности исследования, вторая обеспечивает эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата. Значение этой второй функции нельзя недооценивать, так как именно научная программа обязывает коллектив в единую работоспособную и продуктивную исследовательскую организацию.
  Каковы общие требования, предъявляемые к идеальной программе?
  Первое требование - необходимость программы. Как уже говорилось, отсутсвие программы напоминает движение по незнакомой местности без карты и спланированного и согласованного маршрута.
  Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Программа является документом, единым для всего исследовательского коллектива. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования (включая заказчика) теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.
  Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора метода исследования, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать формировать цели и задачи, не сформулировав четко проблему исследования.
  Все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
  Четвертое требование - гибкость программы. Она подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.
  Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме, что была здесь предложена. Особенности типа исследования - теоретического или практического - накладывают отпечаток на детали ее компоновки и построения.


 
© www.txtb.ru