Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2. Нормативно-правовые основы социальной адаптации безработных

  Проблема социальной адаптации к трудовой деятельности актуальна при любых политических режимах и экономических условиях; реализация форм адаптации непосредственно зависит от этих условий, от социальной стабильности, динамики, в целом, от социальных стратегий общества. Большие возможности для социальной адаптации коренятся в совершенствовании кадровой политики, реализации системы профориентации, адекватного профессионального образования. Именно этими вопросами международное сообщество озабочено на протяжении более чем полувека. Так, с конца послевоенных 40-х годов и вплоть до наших 90-х годов Международной организацией труда (МОТ) принимаются конвенции и рекомендации о трудовой дискриминации, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. Приведем извлечения из постановлений этой авторитетной организации.
  Рекомендация о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. Рекомендация применяется к профессиональной ориентации и подготовке молодых людей и взрослых во всех областях экономической, социальной и культурной жизни и на всех уровнях профессиональной квалификации и ответственности. Определение терминов ориентация и подготовка термином профессиональная означает, что они направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.
  Политические основания для профессиональной подготовки трудовых ресурсов - это достижение системного трудоустройства безработных, уменьшение угрозы потери работы, достижение политически оправданного движения трудовых ресурсов, достижение притока рабочей силы в районы ее нехватки. Целью создания функциональной системы подготовки незанятого населения выступает поддержка равновесия между спросом и предложением трудовых ресурсов на рынке труда, борьба с безработицей и нехваткой рабочей силы путем профессиональной переподготовки и совершенствованием квалификации взрослого населения. Обратим внимание на значимость международной координации, артикулируемой МОТ.
  Государства-члены должны принимать и развивать скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности, через государственные службы по трудоустройству, учитывать потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне, стадию и уровень экономического, социального и культурного развития, взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями. В этих целях государства-члены должны разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.
  Далее просматриваются акценты на равенстве, сотрудничестве, системности и всесторонности программ профессионального обучения. Государства-члены должны, в частности, стремиться к: обеспечению равного доступа к профориентации и профессиональной подготовке; обеспечению на постоянной основе реалистичной профессиональной ориентации для различных групп населения во всех отраслях деятельности; созданию структуры систематической профессиональной подготовки во всех отраслях деятельности, всех уровней квалификации; предоставлению всем трудящимся реальных возможностей для возобновления образования на уровне, который учитывает их профессиональный опыт; установлению сотрудничества и координации между профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой, проводимыми вне школьной системы, с одной стороны, и ориентацией в области образования и школьной системой - с другой.
  Учитываются потребности возрастных и нетипичных групп населения. В области профессиональной ориентации государства-члены должны расширять свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.
  Государства-члены должны уделять особое внимание оказанию помощи детям и подросткам в достижении правильного понимания ценности и значения труда, в ознакомлении с условиями труда в широком круге профессий с учетом возможностей занятости и карьеры, с предъявляемыми требованиями; оказанию лицам, имеющим особые трудности в отношении образования, профессиональной подготовки или занятости, помощи для их преодоления.
  Обозначены также важные функции профессиональной ориентации и консультирования, информирования и свободного выбора профессий. Индивидуальные консультации, деятельность по коллективной профессиональной ориентации должны учитывать специфические потребности отдельных лиц в информации и поддержке, особенно лиц с физическими и умственными недостатками, а также лиц, находящихся в невыгодном положении с социальной и образовательной точек зрения. Необходимо иметь в виду право каждого лица на собственный выбор, основанный на всесторонней информации. Программы профессиональной ориентации на начальных стадиях должны, в первую очередь, стремиться к:
  а) привлечению внимания молодых людей к важности выбора общего и профессионального образования, учитывая перспективы занятости и направления социального развития, их личные интересы;
  б) оказанию содействия группам населения, помощи для преодоления препятствий в свободном выборе образования;
  в) удовлетворению нужд лиц с особыми способностями в тех сферах деятельности, которые имеют первостепенное значение.
  Профессиональная подготовка и переподготовка безработных является основным направлением активной политики занятости, эффективной формой регулирования рынка профессий. Реализация принципа управления человеческими ресурсами, потребность в координации рынков труда и образовательных услуг, необходимость расширения каналов трудовой активности человека требуют совершенствования этой системы в направлении соответствия требованиям дополнительного образования. В документах МОТ обращается внимание на использование, при необходимости с помощью государственного финансирования, существующих и потенциальных возможностей профессиональной подготовки, включая ресурсы предприятий, с тем, чтобы имелись программы постоянной профессиональной подготовки.
  При проведении профессиональной подготовки следует использовать средства массовой информации, передвижные центры обучения. Программы профессиональной подготовки должны разрабатываться таким образом, чтобы способствовать полной занятости и развитию способностей каждого на уровне: а) начальной подготовки для молодых и взрослых, имеющих небольшой трудовой опыт или вовсе не имеющих его; б) дальнейшей подготовки, которая должна повысить компетенцию в работе, расширить круг операций, перейти на работу более высокого уровня, получить продвижение по работе, пополнить знания и квалификацию в свете достижений данной профессии; в) переподготовки, чтобы дать возможность взрослым получить новую квалификацию для работы в другой области профессиональной деятельности; г) дальнейшего образования, которое является необходимым для дополнения подготовки; д) подготовки в области техники безопасности; е) получения информации о правах и обязанностях на рабочем месте, о режимах социального обеспечения.
  Начальная и дальнейшая профессиональная подготовка, ведущая к получению признанной профессиональной квалификации, должна, насколько это возможно, регулироваться общими нормами, установленными компетентным органом после консультаций с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся. Эти нормы должны уточнять: а) уровень профессиональной квалификации и знаний для поступления на различные курсы профессиональной подготовки; б) уровень мастерства в каждой основной операции или функции соответствующей профессии в течение каждой фазы обучения; в) часть профессиональной подготовки должна обеспечиваться системой школьного образования, учреждениями профессиональной подготовки, предприятиями путем подготовки на рабочем месте; г) характер и продолжительность трудового стажа при прохождении программ профессиональной подготовки; д) содержание подготовки, которое должно основываться на принципах многосторонности и профессиональной мобильности; е) методологию, цели подготовки; ж) экзамены и другие виды оценок результатов подготовки; з) удостоверения об успешном окончании курса профессиональной подготовки.
  Нормы и руководящие принципы профессиональной подготовки должны периодически оцениваться и пересматриваться с участием организаций предпринимателей и трудящихся и приспосабливаться к изменяющимся потребностям. Государства-члены должны постепенно устанавливать нормы и руководящие принципы или, в случае необходимости, расширять сферу их применения до тех пор, пока не будут охвачены все основные профессии и все уровни квалификации и ответственности. Приоритет должен предоставляться профессиональной подготовке, относящейся к профессиям, уровням квалификации и ответственности, которые имеют ключевое значение для социального и экономического прогресса.
  Адаптационные процессы связываются с функциями управления и организационными культурами, формированием здорового климата профессиональных отношений. Компетентные органы должны в рамках планирования и национального законодательства разработать программы подготовки для выполнения функций управления и руководства и работы за собственный счет, направленные на:
  а) развитие соответствующих знаний и понимание экономических и социальных аспектов, необходимых для принятия решений;
  б) развитие подходов и способностей к руководству другими людьми и к побуждению их деятельности, уважая человеческое достоинство, к созданию здоровых профессиональных отношений;
  в) развитие инициативы и положительного отношения к изменениям и способности оценивать влияние таких изменений на других людей;
  г) развитие способности принимать на себя новую ответственность на работе;
  д) развитие понимания важности предоставления образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки работникам предприятия;
  е) развитие понимания условий трудящихся в их трудовой жизни, заботу об их благополучии, а также знание трудового права и системы социального обеспечения;
  ж) развитие понимания значения усилий по самосовершенствованию;
  з) создание основы для дальнейшей подготовки в соответствии с новыми потребностями.
  Рыночная экономика выдвигает принципиально новые требования к специалистам, руководителям предприятий, содержанию их подготовки и переподготовки. Руководящим кадрам в настоящее время требуется высокая компетентность, психологическая устойчивость, умение работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Такие программы должны быть частью общенациональных программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки и согласовываться с другими мерами по развитию данного района или отрасли экономической деятельности.
  Кроме регионального аспекта выделен и территориальный - ориентация программ на конкретный город, село с точки зрения местных условий реализации равенства возможностей. Достижение полного равенства возможностей в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки для сельского и городского населения в рамках национальной политики развития осуществляется с учетом структуры и тенденций миграции между сельскими и городскими районами. Программы для сельских районов должны учитывать особые нужды в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Программы для сельских районов должны включать подготовку по организации кооперативов и по управлению предприятиями. Страны, в которых возможности профессиональной ориентации и подготовки для сельских районов мало развиты, должны сосредоточить свое внимание на:
  а) предоставлении информации молодым людям и взрослым в сельских районах относительно целей и мер, намечаемых для улучшения или для осуществления крупных структурных изменений в данном районе, а также относительно последствий таких мер для их работы и жизни;
  б) предоставлении систематического образования и профессиональной подготовки, полностью или частично за счет рабочего времени, в зависимости от обстановки, для работающих молодых людей в дополнение к неформальному обучению, получаемому ими на производстве;
  в) обеспечении взрослым краткосрочных программ повышения квалификации или переподготовки с помощью существующих средств, таких как профессиональная подготовка и консультативные службы;
  г) создании в сельских районах социально-экономических кадров и поощрении населения к участию в деятельности в области развития;
  д) поощрении стремления к самосовершенствованию.
  Социальные стратегии, сформированные в условиях государственного регулирования индивидуальной занятости, не обеспечивают сегодня необходимого уровня социальной адаптивности и профессиональной конкурентоспособности многих социальных групп. Наряду с радикальными изменениями условий осуществления профессиональной деятельности, это определяет проблемный характер включения человека в сферу труда. Внимание европейского сообщества привлекают особые группы населения. Так, в целях реализации равенства возможностей в области занятости, для интеграции в общество должны приниматься меры для обеспечения эффективной и достаточной профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой особых групп населения: а) лица, которые никогда не посещали школу или оставили школу до ее окончания; б) пожилые трудящиеся; в) представители лингвистических и других меньшинств; г) лица, неполноценные с физической или умственной точек зрения. Меры, принимаемые для преодоления трудностей, встречающихся на работе у пожилых трудящихся, могут включать: выявление и изменение, по мере возможности, условий труда, которые могут ускорять процесс физического и умственного старения; предоставление пожилым трудящимся профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, в которой они нуждаются; предоставление при необходимости других постов в их или в другом роде занятий, на которых они могут использовать свои способности и опыт; обеспечение такого положения, при котором возрастные пределы, установленные без учета реальности, не препятствовали получению ими профессиональной подготовки; разработки методики профессиональной подготовки, приспособленной к нуждам пожилых трудящихся; принятие необходимых мер для обеспечения технически и педагогически компетентными преподавателями, хорошо подготовленными для проведения дальнейшей подготовки, отвечающей специфическим требованиям пожилых трудящихся; необходимость приспособления пожилых трудящихся к условиям труда на рабочем месте, которое может потребоваться от них, и желательность оказания им поддержки в этом приспособлении.
  Социальная адаптация распространяется и на этнические различия. Представители лингвистических и других меньшинств должны получать профессиональную ориентацию, которая доводила бы до их сведения информацию на их родном языке или на знакомом им языке, или, если необходимо, с помощью переводчика, относительно существующих условий и требований в области занятости, прав и обязанностей всех заинтересованных сторон, а также о помощи, предоставляемой им для решения их особых проблем. Специальные программы профессиональной подготовки, при необходимости, должны предоставляться лингвистическим в другим меньшинствам. Лингвистическим меньшинствам эти программы должны предоставляться, по возможности, на их родном языке и должны, в случае необходимости, включать обучение языку. Этнокультурные взаимодействия обязывают заботиться и о мигрантах. Следует обеспечить трудящимся-мигрантам эффективную профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, чтобы они могли пользоваться равенством возможностей в области занятости с учетом ограниченного знания языка страны, предоставляющей работу, потребности страны, предоставляющей работу, а также возможности возвращения в экономическую деятельность страны их происхождения. Эти вопросы должны учитывать соответствующие положения международных конвенций и рекомендаций по труду, относящихся к таким трудящимся, быть предметом соглашений между странами, предоставляющими работу и поставляющими рабочую силу.
  Обратим внимание на аттитюды к нетипичным группам. Лица, имеющие физические недостатки или умственно неполноценные, должны иметь доступ к программам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляемым всему населению, в той мере, насколько эти программы могут быть полезными для них. В тех случаях, когда это нежелательно в силу серьезности или характера их инвалидности или потребностей особых групп инвалидов, должны обеспечиваться специально приспособленные программы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы информировать широкую общественность, предпринимателей и трудящихся, а также врачей, вспомогательный медицинский персонал и общественных работников о необходимости предоставления лицам, имеющим физические недостатки или умственно неполноценным, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, которые позволили бы им найти работу, отвечающую их нуждам, о необходимости приспособления на работе, которое может потребоваться для некоторых из них, и о желательности оказания им особой поддержки в процессе работы. Должны быть приняты меры для обеспечения, насколько это возможно, вовлечения лиц, имеющих физические недостатки и умственно неполноценных, в производственную жизнь, в нормальную производственную среду.
  Наконец, социальная адаптация в сфере гендерных отношений. Следует принять меры с целью содействия равенству возможностей женщин и мужчин в области занятости и в обществе в целом, эти меры должны быть составной частью экономических, социальных и культурных мер, принимаемых для улучшения положения с занятостью женщин, и включать:
  а) доведение до сведения широкой общественности и, в частности, родителей, преподавателей, работников служб профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, работников служб занятости и других социальных служб, предпринимателей и трудящихся необходимости поощрения женщин и мужчин играть равную роль в обществе и экономике, а также необходимости изменения традиционного отношения к работе женщин и мужчин дома и в профессиональной жизни;
  б) обеспечение девушкам и женщинам профессиональной ориентации по такому же широкому кругу возможностей в области образования, профессиональной подготовки и занятости, как это делается для юношей и мужчин, поощрение их к полному использованию таких возможностей и создание им необходимых для этого условий;
  в) содействие в соответствии с положениями международных конвенций и рекомендаций по труду равенству доступа девушек и женщин ко всем видам образования и к профессиональной подготовке для всех видов занятости, включая те, которые были по традиции доступны только для юношей и мужчин;
  г) содействие дальнейшей подготовке девушек и женщин с целью обеспечения их личного развития и продвижения на квалифицированную работу и ответственные посты, настоятельное обращение к предпринимателям предоставлять те же самые возможности в расширении их трудового опыта, что и мужчинам с одинаковым уровнем образования и квалификации;
  д) предоставление, по мере возможности, центров и других служб по уходу за детьми различного возраста, с тем чтобы девушки и женщины с семейными обязанностями имели доступ к нормальной профессиональной подготовке, а также принятие специальных мер, в виде курсов в течение части дня или заочных курсов, периодических программ профессиональной подготовки или программ, использующих средства массовой информации;
  е) обеспечение профессиональной подготовки женщин, чей возраст превышает нормальный возраст для поступления, которые желают поступить на работу или вернуться на работу после перерыва в трудовой деятельности.
  Положения о подготовке персонала должны охватывать всех лиц, ответственных в течение всего своего рабочего времени или части его за планирование, организацию, управление, развитие, руководство или предоставление профессиональной ориентации или профессиональной подготовки. Помимо получения подготовки в области профессиональной ориентации, включая индивидуальные консультации, работники, проводящие профессиональную ориентацию, должны быть ознакомлены с миром труда в целом, а также с условиями труда и функциями лиц, занятых в широком круге профессий и на всех уровнях квалификации и ответственности, а также с возможностями занятости и продвижения в этих профессиях, с курсами и средствами подготовки, имеющимися для них; их следует также ознакомить с общими аспектами коллективных соглашений и с правами и обязанностями, вытекающими из трудового законодательства. Подготовка работников, проводящих профессиональную ориентацию, должна, в случае необходимости, включать изучение физиологических, психологических и социологических характеристик различных групп лиц, а также специализированных методов ориентации. Работники, проводящие профессиональную подготовку, должны обладать всесторонними теоретическими и практическими знаниями и иметь значительный опыт работы в технической области или по соответствующим функциям, а также иметь техническую и педагогическую подготовку, полученную в учреждениях системы образования и подготовки.
  Например, в дополнение к техническому и профессиональному образованию и профессиональной подготовке по своей специальности, лица, занимающиеся деятельностью в области сельского развития, должны получить подготовку в таких областях:
  а) экономика сельского хозяйства, лесоводства, других видов сельской деятельности;
  б) методы и техника управления сельскохозяйственными и лесными предприятиями;
  в) сельская социология и сельские учреждения;
  г) техника массовой информации и методы популяризации подготовки;
  д) деятельность кооперативов, где таковые существуют.
  Работники, проводящие профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку для особых групп населения, должны быть знакомы со специальными социальными и экономическими проблемами, присущими этим группам населения. Лица, ответственные за планирование, организацию, управление или руководство программами профессиональной ориентации или профессиональной подготовки, включая директоров и руководителей учреждений или служб профессиональной ориентации или профессиональной подготовки, руководителей и работников профессиональной подготовки на предприятиях, а также консультантов по вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, должны иметь соответственно опыт работы в области профессиональной ориентации или профессиональной подготовки.
  Нормативные документы предусмотрели все виды социальной адаптации для всех групп населения, еще один важный момент рекомендаций МОТ - предусмотреть проведение исследовательских программ для:
  а) определения критериев по установлению очередности задач и для разработки стратегии развития профессиональной ориентации и профессиональной подготовки для отдельных отраслей экономической деятельности и групп населения;
  б) определения и предвидения возникновения возможностей занятости в различных отраслях экономической деятельности и профессиях;
  в) улучшения знаний по психологическим, социологическим и педагогическим аспектам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки;
  г) оценки эффективности всех компонентов систем профессиональной ориентации и профессиональной подготовки как с точки зрения их внутренней действенности, так и с точки зрения полученных результатов;
  д) определения прямых и косвенных затрат и выгод различных систем и методов проведения профессиональной ориентации и профессиональной подготовки;
  е) улучшения для заинтересованных групп населения психологических тестов и других методов, позволяющих определить индивидуальные способности, оценивать склонности и профессиональные интересы, уровень знаний и профессиональной квалификации, достигнутый посредством профессиональной подготовки;
  ж) увеличения имеющейся информации относительно рода занятий.
  Документы МОТ постоянно напоминают нам о необходимости социального партнерства и сотрудничества. Государственные власти и органы, занимающиеся вопросами общего образования, профессиональной ориентации, технического и профессионального образования и профессиональной подготовки, подготовки персонала, несущего ответственность за использование людских ресурсов и подготовку руководящих кадров, государственные власти и органы, занимающиеся планированием и осуществлением политики в области занятости и в области социального и экономического развития, а также органы, представляющие как различные отрасли экономической деятельности и профессий, так и заинтересованные группы населения, должны сотрудничать в разработке политики, в планировании и в осуществлении программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки.
  При осуществлении программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки следует обеспечить: обеспечение вспомогательными службами и средствами, такими как исследования, подготовка норм и руководящих принципов для организации профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, а также аудиовизуальными пособиями и информацией относительно соответствующих методов и техники; организацию экзаменов под государственным контролем или другие способы для оценки результатов подготовки по профессиям, охваченным нормами профессиональной подготовки; подготовку персонала; предоставление результатов научных исследований и другого опыта лицам или органам, ответственным за планирование и осуществление программ; предоставление соответствующей финансовой поддержки для осуществления программ.
  Международное сотрудничество в области занятости, профессиональной ориентации, обучения и социальной адаптации способствует: предоставлению лицам, занимающимся профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой, приобретения знаний, квалификации и опыта, которых они не могут получить в своих собственных странах; систематическому обмену информацией о профессиональной ориентации и подготовке, результатах исследовательских программ, проведению совещаний экспертов, семинаров, исследовательских групп, обмену публикациями; последовательной унификации норм профессиональной подготовки для одной и той же профессии в определенной группе стран с целью облегчения профессиональной мобильности и получения подготовки за рубежом; подготовке и распространению материалов и пособий по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, включая программы обучения и описания отдельных профессий, с целью использования их в группе стран или в регионе, имеющих аналогичные потребности или стремящихся к обеспечению соответствия между уровнем профессиональной подготовки и практикой профессиональной ориентации.
  В итоге заметим, как важно для России быть интегрированной в систему стран международного сообщества по проблемам занятости, профессиональной ориентации и профессиональной мобильности. В реализации активной политики занятости исключительно важное значение имеет создание гибкой системы профессионального обучения безработных и незанятого населения как подсистемы дополнительного профессионального образования. Сегодня можно сказать, что в России в целом и в ее регионах система профессиональной подготовки почти сформирована, включая совокупность функциональных элементов: государственных стандартов и образовательных программ профессиональной подготовки различного уровня и направлений; сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм; сети органов труда и занятости.
  Обсудим, привлекая работы профессора Б.А.Деготя и профессора К.Г.Кязимова, следующий важный вопрос, который связан с нормативно­правовым регулированием занятости и профессионального бучения безработных. К нормативным актам в области образования и переподготовки кадров относятся: международные правовые акты; федеральные законодательные и иные правовые акты; законодательные и правовые акты субъектов Российской Федерации. К.Г.Кязимов отмечает из международных правовых актов Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной
  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в Нью-Йорке); Конвенцию по техническому и профессиональному образованию (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 10 ноября 1989 г. в Париже); Конвенцию о содействии занятости и защите от безработицы (принята Генеральной конференцией МОТ 21 июня 1988 г. в Женеве); Рекомендации о содействии занятости и защите от безработицы (приняты Генеральной конференцией МОТ 21 июня 1988 г. в Женеве). По этому вопросу рекомендуем слушателям и студентам внимательно изучить рекомендуемую нами литературу.
  К числу федеральных законодательных и правовых актов, регламентирующих вопросы профессионального обучения безработных и незанятого населения, относятся: Конституция Российской Федерации, Закон об образовании, Закон о занятости населения, другие федеральные законодательные акты Российской Федерации в области образования, указы Президента Российской Федерации в области образования и подготовки кадров, Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам подготовки и переподготовки безработных и незанятого населения. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. В статьях закона конкретизированы цели начального, среднего, высшего, поствузовского и дополнительного профессионального образования, условия получения гражданами профессионального образования определенного уровня. Эти статьи обеспечивают законодательную основу организации повышения квалификации специалистов и при профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан. В законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регламентируется организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан и незанятого населения как форма социальной защиты граждан на рынке труда. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляется в учебных центрах службы занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службами занятости договорами. Учебные заведения, осуществляющие обучение и переподготовку граждан, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, а также государственных и таможенных пошлин.
  Нормативно-правовая база профессионального обучения позволяет решать задачи развития человеческих ресурсов. Пакет инструктивно­методических материалов по организации профессионального обучения и профориентации основан на следующих принципах: ориентация обучения граждан на новые сферы трудовой деятельности, социальная адаптация граждан; преемственность обучения и учет имеющегося образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности; модульный принцип формирования содержания обучения; вариативность и гибкость форм, методов и средств обучения; опережающий характер обучения, способствующий сокращению периода вынужденной безработицы; разнообразие источников финансирования и оптимизации затрат на оказание услуг по профессиональному обучению. В итоге, социально-адаптирую-щая роль политики в области профессионального обучения реализуется в ее направленности на удовлетворение потребностей граждан в профессиональном обучении путем предоставления им широкого спектра услуг в выборе профессии, специальности и возможности участия в эффективных программах обучения.
  Стратегия формирования системы профессионального обучения безработных вполне соответствует принципам МОТ, носит открытый характер, позволяя: создать эффективную систему социальной защиты безработных путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение мобильности и конкурентоспособности на рынке труда; повысить эффективность трудоустройства безработных граждан и сократить сроки безработицы; совершенствовать механизмы взаимодействия с органами управления (в компетенцию которых входят проблемы образования, труда, экономики), с работодателями в кадровой политике структурных преобразований экономики; создать равные возможности занятости для различных социальных групп населения; сформировать необходимые предпосылки для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных, адекватной потребностям рыночной экономики; совершенствовать информационную функцию служб занятости, предусматривающую создание информационной системы в целях повышения качества рабочей силы на рынке труда.
  Возрастает роль государственного регулирования этих процессов на основе разработки и реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, связанных с переподготовкой и переобучением незанятого населения. Эти программы должны учитывать как общие (федеральные) тенденции, так и местные особенности. Государственно­правовое регулирование общественных отношений в области занятости и труда может быть эффективным лишь в том случае, если оно строится на основе не только экономической, политической, но и социально­нравственной целесообразности, при условии выработки органами государственной власти единых подходов к решению проблем занятости.
  Анализ реальных процессов на рынке труда в одном из крупных регионов России, каким является Саратовская область, позволяет раскрыть общую картину положения дел на рынке труда страны, показать основные задачи и приоритетные направления государственной политики содействия занятости населения. Спад производства сопровождается следующими явлениями: сокращение выпуска продукции; рост неплатежей предприятия; обострение инвестиционного кризиса, связанного с ограничением инвестиций в экономику области; трудности, связанные со сбытом готовой продукции; остановка производств. Между тем, правовое осмысление занятости может быть достаточно обоснованным и плодотворным лишь с учетом разворачивающейся в стране тенденции преобразования экономики, основанной на общественной собственности и плановом ведении хозяйства, базирующейся, главным образом, на частной собственности и рыночных отношениях. В условиях формирования гражданского общества впервые в истории России открывается реальная возможность подчинения хода правового развития воле людей, в том числе, для сознательного использования его как фактора управления трудовыми отношениями и процессами. Трудно представить цивилизованный рынок труда без гарантий со стороны государства в отношении прав и обязанностей работников и работодателей. Демократизация, политическое реформирование нашей страны призваны демонтировать тоталитарные структуры власти, преобразовывать вульгарно-бюрократическую политико-юридическую надстройку в демократический, рационально организованный механизм правового регулирования отношений человека и общества.
  Проблема занятости имеет стратегическое значение, ее решение может стать предпосылкой формирования в стране правового государства. Упорядочение трудовых отношений на основе их обоснованного и справедливого государственно-правового регулирования, выражающего коренные интересы и экзистенциальный выбор человека, станут сердцевиной нового правосознания, адекватного гражданскому обществу. В этих условиях становится очевидной потребность в модернизации институтов социальной адаптации, проектировании новых форм регулирования занятости, поддержании статусной системы человека. Возрастает роль профессиональной и социально-правовой подготовленности специалистов социальных служб, обеспечивающих осуществление общей стратегии социальной адаптации населения через содействие эффективной занятости, социальной адаптации, психологической поддержки, что требует изменения общей стратегии.

 
© www.txtb.ru