|
2.1. Рынок квалификационно-образовательных услуг в экономиках различного типа
Основным условием оптимальности рынка труда является сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время профессионально-квалификационный состав работников, предлагающих свою рабочую силу, не в полной мере удовлетворяет структуре рабочих мест и все возрастающим требованиям работодателей, что создает условия для формирования застойной и хронической безработицы и актуализирует проблемы профессиональной переподготовки. Одной из причин этого является недостаточная адаптированность системы профессионального образования к реалиям рыночной экономики, что вызывает определенную деформацию системы развития человеческих ресурсов, не обеспечивает перехода от учета человеческого фактора к развитию человеческих ресурсов. Так, на фоне нарастающих проблем, связанных с активизацией процессов высвобождения работников с предприятий, особенно занятых в сфере экономической деятельности, увеличения вынужденной неполной занятости, превышения численности выбывших с предприятий и организаций над численностью принятых, безработными становятся более 40 % выпускников всех профессиональных учебных заведений: вузов, колледжей, техникумов, профтехучилищ. Учитывая, что данная тенденция будет сохраняться, приходится признавать, что значительная часть этой категории молодежи будет переходить на неконтролируемый, неформальный рынок труда. Подготовка рабочей силы в условиях планово-административ-ной системы поддерживалась централизованным планированием объемов и номенклатуры подготовки; программы профессионального образования отражали потребность в работниках отраслей хозяйства и предприятий, сами понятия рынка квалификационно-образовательных услуг, рынка труда отсутствовали. Система профессионального образования в значительной мере обеспечивала кадровую политику, основанную на экстенсивном принципе развития. Новые социально-экономические условия требуют модернизации стратегии и тактики профессионального образования. Возникла необходимость в структурно-функциональной перестройке системы профессионального образования с учетом динамичности требований к уровню квалификации кадров, профилям и содержанию подготовки в соответствии со структурными изменениями в экономике. Реформирование социальноэкономических отношений, в том числе регулирующих деятельность системы профессионального образования, нарушило монополию государственных образовательных учреждений. Не имея обратной связи с рынком труда и достаточной связи с органами службы занятости и работодателями, многие учебные заведения продолжают обучение молодежи по профессиям, не обеспечивающим перспектив эффективной занятости. Создание условий сбалансированного взаимодействия учебных заведений, работодателей, службы занятости и конкретных граждан ограничивается сохранением элементов административного регулирования экономики. При планово-административной системе государство планировало и профессиональную структуру подготовки кадров, осуществляло тотальный государственный контроль за образованием, освобождая, по существу, органы образования от ответственности за трудоустройство выпускников. Социальная эффективность учебного заведения мало зависела от профессиональных перспектив выпускников. Отсутствие негосударственных образовательных учебных заведений, конкуренции на рынке квалификационно-образовательных услуг, гарантированная занятость не требовали от государственного образовательного учреждения формирования адаптивных схем организации обучения и ориентации на трудоустройство выпускников. Предприятия и организации обязаны были принимать молодых специалистов по разнарядке министерств и ведомств. Определенная часть студентов и учащихся ПТУ, понимая, что государство лучше или хуже, но трудоустроит их, не связывали проблему занятости с собственным профессиональным потенциалом. Работодатели имели ограниченные права по перемещению или увольнению молодого специалиста и не имели возможности предъявления требований к качеству подготовки на уровне учебного заведения. Монополизм государства в сфере образования, таким образом, создавал условия низкой адаптивности образовательных учреждений, низкой мотивации работодателей в развитии кадрового потенциала и самих работников в социальной и профессиональной мобильности. Одним из недостатков системы подготовки кадров было то, что планы профессиональной подготовки не соответствовали реальным потребностям экономики и многие выпускники образовательных учреждений вынуждены были избегать государственного распределения или работать не по специальности, все больше и больше выпускников вузов, техникумов стали работать простыми рабочими, и часто не по избранной специальности из-за низкого заработка инженерно-технического состава. Стимул работать по избранной специальности стал постепенно падать, профессия инженера, таким образом, становилась менее привлекательной и престижной. И все же подчеркнем, в такой системе подготовки и распределения кадров была своя логика: она являлась органической частью планово-административной экономики. Возникает закономерный интерес, как организовать сферу квалификационно-образовательных услуг в нашей стране в новых социальноэкономических отношениях, с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой, где рынок труда выполняет роль регулятора рынка квалификационно-образовательных услуг. Известно, что едва не главной чертой системы образования и ее благополучия в странах с рыночной экономикой является тесная связь с работодателями и ориентация подготовки на эффективную занятость. Это обстоятельство вынуждает образовательную систему этих стран внимательно относится к запросам рынка труда (см. Приложение, табл. 1). Другой особенностью образовательной системы в странах с развитой рыночной экономикой является наличие на рынке труда негосударственных образовательных институтов, которые конкурируют с государственными образовательными услугами, занимая свои ниши, удовлетворяя запросы различных групп населения и сферы трудовой занятости. Частный сектор образовательных услуг часто носит элитный характер, быстрее (по сравнению с государственным) реагирует на изменения и конъюнктуру рынка труда. Это позволяет своевременно выполнять образовательные услуги и восполнять нехватку специалистов определенного профиля. Очень важной характеристикой развитой рыночной экономики является активное участие частного капитала в подготовке кадров. Работодатели хорошо понимают, что они могут сохранить свои предприятия в жесткой конкурентной борьбе только при наличии высококвалифицированного персонала. При этом государство не только предоставляет льготы частным образовательным учреждениям, финансирует проекты и программы, но и создает режим максимального благоприятствования притоку частного капитала в сферу образования. Взаимосвязь образования и рынка занятости в переходной экономике. В ходе рыночных преобразований экономики меняется смысл привычного понятия - трудовые ресурсы. Сегодня это понятие включает не только трудовую массу людей, но и их гражданскую позицию, уровень интеллекта, образование, профессионализм. В странах с развитой рыночной экономикой именно уровень знаний, профессионализм определяет устойчивость человека на рынке труда. Такой подход является главным и в условиях развивающейся экономики. Профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, дополнительное образование активизируют психологические ресурсы человека и тем самым повышают его профессиональную мобильность на рынке труда. Сегодня в России начинает формироваться рынок образовательных услуг. Это, по существу, новый подход наметившейся взаимосвязи образования и рынка труда в переходный период экономического развития страны. До настоящего времени, на протяжении многих десятилетий едва ли не все образовательные услуги предоставлялись бесплатно, точнее, оплачивались из государственного бюджета. Появление на рынке образовательных услуг негосударственных учебных учреждений расширяет рыночный сегмент сферы образования и формирует определенную конкуренцию. Покупателями этих услуг стали не только население, работодатели, но и государство, которое использует новые формы регулирования: конкурсный отбор, тендеры. Возрастает и доля негосударственных инвестиций в сферу образования, но они не значительны, в основном резко увеличился приток средств в сферу образования за счет личных средств населения. Однако для устранения дефицита инвестиций в подготовку кадров необходимо решить, по крайней мере, две задачи: создать слой эффективных собственников и изменить налоговую политику государства; сделать ее более благоприятствующей для вложения средств предприятий в человеческий капитал. Важным моментом является создание равных условий и возможностей для государственных и негосударственных образовательных учреждений. Пока уровень монополизации государственного рынка образовательных услуг достаточно велик, это ощущают на себе не только негосударственные образовательные учреждения, но и государственные, финансируемые из бюджета. Нельзя упускать из вида, что в условиях переходной экономики структура спроса на рабочую силу крайне деформирована. Рыночные механизмы регулирования образовательных услуг предполагают взаимозависимость продавца этих услуг и покупателя. Предприятия различного уровня, вкладывая средства на развитие своих фирм, испытывают острую необходимость в дополнительных финансовых средствах на покупку оборудования, реконструкцию или строительство новых цехов, не находят достаточных средств на подготовку, переподготовку или приобретение квалифицированной рабочей силы, что резко ограничивает эффективность рыночных регуляторов в сфере образования. Отсутствие у современных российских предприятий и фирм финансовых возможностей, а иногда и желания готовить для себя кадры, консервирует традиционные стратегии в деятельности образовательных институтов, лишает студентов и учащихся производственной практики, а молодых специалистов вариативной стажировки. Естественно, в таких условиях остается сложной проблема установления разумных пропорций подготовки специалистов, организации опережающего или непрерывного образования, прогноза спроса на рабочую силу. Существенно и то, что речь идет не об абстрактной рабочей силе, а о живых людях, их социальном и профессиональном становлении и развитии. Другими словами, на рынке труда не может быть «непроданного товара», который можно «списать» или удешевить, или вообще уничтожить. Он не может быть непродуктивным длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалификации, которая быстро устаревает. В конце 70-х годов в Европе и США появился термин «ничейная зона», что означает период времени после окончания профессионального учебного заведения, в течение которого их выпускники не могли устроиться на работу. Между тем это положение в развитых странах не превратилось в устойчивое, долговременное явление и было лишь непродолжительным колебанием в конъюнктуре рынка труда. В России в этот период из-за кардинального изменения общественных отношений, приведшего к резкому спаду производства, особенно в промышленности, резко стала расти безработица, в том числе и среди выпускников системы профессионального образования. Возникли проблемы в нахождении разумных пропорций подготовки специалистов, которые бы соответствовали спросу их на рынке труда, и необходимых средств на модернизацию системы профессиональной подготовки. Эти два вопроса оказались трудноразрешимыми из-за непредсказуемости на ближайшие годы развития экономики в условиях жесткой конкуренции на международном рынке товаров и услуг и политической нестабильности общества. Второе - на рынке труда возникают десятки новых профессий, появление которых трудно было прогнозировать. В таких условиях спрос на высококвалифицированную рабочую силу значительно поднимается, а средств для их подготовки недостаточно, поэтому возникает необходимость эффективного использования и распределения как общественных средств, так и средств населения, спонсорских и иных средств. Как показывает опыт развитых стран, рынок труда и квалификационнообразовательных услуг тесно взаимосвязаны. В конечном счете рынок труда является регулятором рынка квалификационно-образовательных услуг и определяет его структуру. Одним из участников этого рынка является государство, которое использует различные способы регулирования.
|
|