Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Природа и сущность политического лидерства

  Изучение феномена политического лидерства конкретизирует и углубляет знания о политической власти. По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.
  Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми». Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное. Любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке оптимальных путей достижения целей. Эти функции выполняют люди активные, пользующиеся авторитетом.
  Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.
  Таким образом, лидерство относится к числу комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное влияние на людей, управление ими. С другой стороны, оно основывается на готовности управляемых следовать за лидером.
  Политический лидер - это человек, который руководит политическими процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Вместе с тем он не только субъект, но и объект политики. В решении различных проблем лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их требований, к различным компромиссам.
  Как показывает опыт, политические лидеры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они выдвигают программы, позволяющие обществу преодолеть трудности, стимулируют объективно назревшие процессы.
  Так, например, американский президент Ф.Рузвельт руководил подготовкой и претворением в жизнь программы выхода страны из самого глубокого в истории капитализма кризиса. Он выступил с концепцией создания ООН и много сделал для появления этой организации.
  Канцлер ФРГ Г. Коль вошел в историю как политический лидер, который способствовал воссоединению Германии.
  Премьер-министр Великобритании М.Тэтчер в восьмидесятые годы выступила с критикой государственного вмешательства в экономику, громоздких систем социального обеспечения, ограничения индивидуальной инициативы. Она выдвинула программу всемерного содействия развитию среднего бизнеса, утверждения индивидуализма и опоры на собственные силы, приоритета конкуренции. Ее программа позволила разгрузить государство от социально-экономических функций, расширить сферу действия конкурентных, рыночных начал, высвободить предпринимательскую инициативу.
  С учетом вышеизложенного политическое лидерство можно определить как легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегуляции и саморазвитии.
  В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает. Комбинация этих трех компонентов во многом определяет становление лидера и эффективность его деятельности.
  Качества лидера исследователи объединяют в три группы - природные, нравственные и профессиональные.
  К числу необходимых лидеру природных качеств относят силу характера, решительность, интуицию, магнетизм личности. К числу нравственных качеств относят гуманизм, ответственность, честность. Необходимыми лидерам профессиональными качествами ученые считают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам.
  Очевидно, что реальные лидеры не являются носителями всего набора перечисленных качеств. Он рассматривается как идеал.
  Понятие инструменты власти включает все, на что может опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.
  Наконец, третий компонент политического лидерства - это ситуация, с которой он сталкивается. Ситуация может быть спокойной и кризисной, благоприятной и неблагоприятной для деятельности лидера. В соответствии с ней должны изменяться и методы действий.
  Исторически возникновение политического лидерства связано с формированием общественных интересов и с появлением личности как субъекта политического действия. Архаическим обществам политическое лидерство не было свойственно не только ввиду отсутствия властных интересов, но и в силу невыделенное индивидуального «я» из родового, коллективного сознания.
  В античности политическое лидерство носило личностный характер и было основано на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям «учитель - ученик». В политической жизни важную роль играли мировоззренческие вопросы, моральные ценности.
  В средневековой Европе политическое лидерство теряло нравственно­этическое содержание. Влияние лидера основывалось главным образом не на личных достоинствах, а на способности к руководству конкретной политической общностью. От лидера требовались не столько нравственные качества, сколько умение сплотить группу для достижения определенных целей, сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации политического лидерства отчетливо обнаружила себя в эпоху Возрождения и в период первых буржуазных революций.
  В современном обществе политическое лидерство - это способ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач и проблем.
  Различается формальное и неформальное политическое лидерство.
  Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правилах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства.
  В политике формальный, институциональный аспект лидерства является ведущим, поскольку общественная потребность в самоорганизации зависит не столько от личных качеств (хотя и это важно), сколько от силы и влияния институтов власти. В современном обществе даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать лидером без опоры на организацию, институты, средства массовой информации.
  Американский исследователь Роберт Таккер на примере советской истории выделил основные стадии эволюции политического лидерства, которые, с нашей точки зрения, могут рассматриваться как общезначимые. Это: 1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров; 2) образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и борьба за власть; 3) приход партий к власти и участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.
  В научной литературе существуют различные подходы к определению функций политического лидерства.
  Многие отечественные авторы выделяют следующие функции этого социального института:
  • интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение национального единства во взаимоотношениях с другими государствами;
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений;
  • осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола. Эта функция особенно важна в странах с патриархальной политической культурой, где сильна вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента»;
  • коммуникация власти и народа. В условиях сложной и многоступенчатой иерархии государственных органов, их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для предотвращения отчуждения граждан, для поддержания консенсуса;
  • охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических целей. В наибольшей степени эта функция присуща харизматическим лидерам.
  Вышеупомянутый американский ученый Р.Таккер, проанализировав теорию и практику коммунистического движения, выделил три функции политического лидерства - диагностическую, директивную и мобилизационную. Эту типологию он рассматривает как универсальную модель функций политического лидерства.
  Диагностическая функция предполагает своевременную оценку ситуации, определение наиболее важных проблем, выделение негативных тенденций и установление путей их преодоления. «Диагноз» ситуации лидер делает на основе информации, полученной от советников и помощников.
  Директивная функция означает выработку линии поведения группы, принятие решений для изменения ситуации и выбор момента начала действий.
  Наконец мобилизационная функция - это конкретные действия по достижению поставленной цели, вовлечение в эту деятельность индивидов, социальных групп, слоев.
  В конкретных обществах функции лидеров зависят от уровня культуры населения, типа политического режима, состояния экономики, наконец, от индивидуальных качеств самих лидеров. В граждански зрелых обществах возможности доступа к лидирующим позициям политиков-дилетантов и популистов существенно уже, чем в традиционных и переходных обществах.
  Объективно обусловленный феномен политического лидерства таит и определенную опасность. Завышенная оценка функций и роли политических руководителей нередко принимает форму культа. Культ наиболее характерен для тоталитарных государств, но его элементы складывались и в странах демократических, как это имело место во Франции во время президентства де Г олля.
  Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он сродни языческому идолопоклонству, особенно в таких его атрибутах, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, религиозные ритуалы. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.
  Благоприятными субъективными предпосылками культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация власти в руках одного человека, тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своего труда, сколько от благосклонности руководства.
  Из вышеизложенных обстоятельств формирования культа личности вытекает необходимость включения в механизм лидерства системы контроля за деятельностью лидера в виде совокупности демократических процедур (выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр.).
  Отношение элит и граждан к бывшим лидерам во многом зависит от уровня политической культуры общества. В условиях высокой политической культуры к ним сохраняются уважение и терпимость. Так, достойный уход М.Тэтчер с поста премьер-министра Великобритании позитивно сказался на ее имидже. Общество с низкой политической культурой дистанцируется от бывших лидеров и раболепствует перед действующим. Именно таким было отношение властей и части населения СССР к скончавшимся или отстраненным от должностей государственным и партийным руководителям. В этом отношении демократическая Россия имеет возможность заложить новые традиции.
  В последние десятилетия в осуществлении политического лидерства проявляются следующие тенденции:
  • институционализация лидерства. Ее суть в том, что процесс рекрутирования и деятельности политических руководителей осуществляется прежде всего в рамках определенных политических институтов -государства, партий, общественных движений;
  • концентрация усилий лидеров на решении прежде всего повседневных экономических и социальных проблем;
  • профессионализация лидерства, возрастание роли знаний, навыков и опыта.
  • сокращение границ власти политических лидеров вследствие ограниченных сроков пребывания у власти, функционирования механизма разделения властей, контроля со стороны выдвинувших их политических партий, оппозиции и общественности;
  • уменьшение вероятности появления политических лидеров-героев типа Наполеона вследствие непродолжительности сроков пребывания у власти и отсутствия чрезвычайных обстоятельств (войн, революций), чаще всего порождающих такое лидерство;
  • возрастание роли и влияния неформальных лидеров (типа М.Ганди, Мартина Лютера Кинга, А.Сахарова).
  С учетом значимости профессионализма в осуществлении лидерства в ряде стран (США, Япония, Франция) отбор лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Лица с задатками лидеров проходят подготовку в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с разнообразным политическим участием граждан и контролем за деятельностью властей обеспечивают достаточно высокий уровень политического лидерства в интересах всего общества.
  В объяснении феномена лидерства в современной политической науке есть несколько подходов.
  Теория черт объясняет этот феномен выдающимися качествами лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми он должен обладать,- ум, компетентность, воля, организаторские способности, умение нравиться людям, фотогеничность, юмор и пр. Конкретные исследования не вполне подтвердили эту теорию. Выяснилось, что такой набор качеств далеко не всегда оказывается востребованным. Качества, необходимые для занятия лидирующих позиций, зависят от исторических эпох и специфики отдельных государств. Более того, нередко лидерами становились люди, лишенные соответствующих качеств.
  Ситуационная концепция исходит из понимания лидерства как функции определенных социальных условий и ситуаций. Важная роль индивидуальных качеств личности не отрицается, но приоритет в объяснении природы политического лидерства отдается конкретным обстоятельствам. Эта концепция, подтвержденная эмпирическими исследованиями, дает основания для вывода о том, что в современном западном обществе значительные шансы на лидерство имеют люди беспринципные, ориентирующиеся на политическую конъюнктуру.
  Ограниченность ситуационной концепции проявляется в недооценке личных качеств лидера, его способности влиять на ситуацию в требуемом направлении, выявлять новые тенденции и использовать их.
  Весьма близка к ситуационному подходу концепция конституентов, согласно которой поведение лидера определяется прежде всего влиянием его последователей и избирателей. Трактовка лидера как выразителя интересов конституентов во многом позволяет понять и предсказать его политическое поведение, нередко противоречащее личным симпатиям и антипатиям, политическим взглядам. Однако она, подобно ситуационной концепции, не учитывает относительную самостоятельность и активность лидера, возможность изменения им своей социальной опоры.
  История показывает, что весьма важные действия лидеров могут идти вразрез с интересами и ожиданиями поддерживающих их социальных слоев. Наибольшие возможности для волюнтаристской политики имеют лидеры тоталитарных и авторитарных государств. Характерные примеры - политика А.Гитлера, И.Сталина, С.Хусейна.
  Психоанализ объясняет феномен лидерства сублимацией подавленного либидо - преимущественно бессознательного влечения сексуального характера.
  Рассмотренные интерпретации политического лидерства позволяют говорить о многоплановости этого феномена по характеру и функциям, о его зависимости от исторических эпох, типов политических систем, личных качеств лидеров и их конституентов (последователей, сторонников) и других факторов.

 
© www.txtb.ru