|
5. Политическое прогнозирование
Разработка стратегии и тактики политических действий невозможна без прогнозирования (от греч. proqnosis - предсказание, предвидение). Прогноз в политике — это научное исследование перспектив политических явлений и процессов, определение возможных состояний политической жизни общества и тенденций в международных отношениях в определенных границах социального времени и пространства, предвидение желательных и нежелательных событий и ситуаций. Политическое прогнозирование представляет собой часть политики и потому должно учитывать воздействие прогноза на сознание и поведение людей. Прогноз может вызывать политическую активность или, наоборот, пассивность и апатию. Эта особенность политического прогнозирования сейчас особенно важна, поскольку будущее, пожалуй, как никогда в прошлом, не кажется людям таким неопределенным и пугающим. Научный прогноз в отличие от прорицаний и утопий основывается на знании реальных явлений. Для прорицаний же характерны различные формы иррационализма - откровения, видения, озарения, вымыслы и пр. Утопии восполняют недостаток знаний фантазией их создателей, экстраполяцией на будущее своих субъективных желаний, оценок и моральных требований. Таковы, например, социальные и политические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.), А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна (первая половина XIX в.), в которых элементы реалистического предвидения сочетались с игрой воображения их авторов. Научное предвидение не претендует на абсолютную точность и полноту знаний о будущем. Даже самые удачные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Поэтому научное предвидение представляет собой лишь вероятностное знание. Достоверность прогнозов зависит от ряда факторов. Во-первых, от сроков, отделяющих прогноз и предполагаемые события и процессы. Чем длительнее эти сроки, тем ниже степень достоверности прогноза. Во-вторых, от степени научной обоснованности прогноза, его опоры на знания. В-третьих, от системности прогноза, т.е. учета всей сложности и динамичности прогнозируемого явления или процесса, взаимодействия его компонентов. На Западе прогнозы осуществляются в рамках специальной области знания - науки о будущем, или футурологии. Термин «футурология» в 1948 году ввел в научный оборот немецкий ученый О. Флехтгейм. В прогностических исследованиях второй половины XX века просматриваются два основных направления, условно определяемые как «оптимистическое» и «пессимистическое». Первое с техницистских позиций обосновывало неизбежность поглощения будущей цивилизацией противоположных общественных систем - социализма и капитализма, возможность применения новейших достижений науки и техники для решения наиболее острых социальных проблем. Оно представлено концепциями «единого индустриального общества», постиндустриального, технотронного и информационного общества, созданными П. Сорокиным, У. Ростоу, Дж. Гэлбрэйтом, Р. Ароном, Д. Беллом, 3. Бжезинским, О. Тоффлером и другими учеными. Второе направление предостерегало человечество о катастрофических последствиях интенсивного производства и потребления - исчерпании жизненных ресурсов планеты, наступлении экологического, энергетического и сырьевого кризисов. Оно представлено прежде всего докладами Римскому клубу, в частности такими, как «Пределы роста» Д. и Д. Медоузов, «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, «Пересмотр международного порядка» Я. Тинбергена. Существуют два типа прогнозов — поисковый и нормативный. Поисковый прогноз - это описание возможных состояний политического явления или процесса при сохранении существующих тенденций. Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения объектом политического прогнозирования желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. В соответствии с основными направлениями политической деятельности прогнозы могут быть ориентированы на решение следующих задач: установление динамики влияния политических субъектов в той или иной стране; определение степени популярности политических лидеров и их влияния на изменение ситуаций; предсказание результатов избирательных кампаний; выявление основных тенденций развития международных отношений, возможности возникновения международных конфликтов, их хода и последствий и т.д. По срокам прогнозирования различают прогнозы оперативные (в пределах 1-3 месяцев), краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). С увеличением сроков степень вероятности осуществления предсказываемых событий и процессов снижается. Долгосрочные прогнозы приобрели особую популярность в последние десятилетия. Они разрабатываются преимущественно научными центрами и учреждениями ООН, занимающимися глобальными проблемами, вопросами укрепления мира и международной безопасности. Временная градация прогнозов относительна. В кризисные и переломные периоды, при чрезвычайных обстоятельствах временные рамки прогнозов сокращаются, резко суживается диапазон между краткосрочностью и долгосрочностью. Основаниями для политических прогнозов служат статистическая информация, данные социологических исследований, материалы СМИ, данные разведки, результаты исследований в различных областях, все, что содержит знания о факторах, воздействующих на ход политических процессов. Для обработки больших массивов данных используется современная вычислительная техника, специальный математический аппарат. В политическом прогнозировании широко применяются методы экстраполяции, аналогии, сценариев, моделирования. Экстраполяция — это мысленное распространение на будущее реальных политических процессов. Применение метода основано на том, что траекторию большинства политических явлений можно установить, зная цепь прошлых и нынешних событий. Метод аналогии позволяет на основе сходства условий, вызвавших то или иное событие в прошлом, сделать вывод о возможности каких-то событий и феноменов в будущем. Метод сценариев предлагает описание возможных будущих событий в том или ином регионе или в мире в целом. Сценарии отражают субъективное отношение их создателей к прогнозируемому феномену. Поэтому их обычно бывает несколько и дается оценка степени вероятности осуществления каждого. Выбор предпочтительного сценария для политического курса осуществляется путем проведения процедуры экспертной оценки со стороны специалистов в прогнозируемой области. Мнение экспертов выявляется методами опроса, коллективного обсуждения, деловой игры. Метод моделирования позволяет получить знание о будущем состоянии политических отношений путем создания условного образа объекта - математической формулы, графика, схемы, карты. Опыт последних десятилетий дал ряд сбывшихся и сбывающихся прогнозов. Наиболее известный из них - предвидение американского политолога 3. Бжезинского, сделанное еще в 70-х годах, о неизбежности краха социализма и распада СССР, о появлении однополярного мира при экономическом и силовом доминировании США. В настоящее время к числу наиболее перспективных политических прогнозов могут быть отнесены сценарии будущего, разработанные американскими учеными А. Тоффлером и С. Хантингтоном. А. Тоффлер, проанализировав сдвиги в природе и качестве власти при переходе общества от доиндусгриального к индустриальному и постиндустриальному, сделал вывод: на смену силе пришло богатство, богатство сменяется знанием. По его мнению, на пороге XXI века власть силы в основном изжила себя, а власть богатства исчерпывает свой потенциал. Господствующие позиции в мире начинает занимать власть высшего качества, основанная на знаниях, информации и новейших технологиях. Новое знание придает динамизм экономическим процессам, позволяя экономить один из главных ресурсов власти - время. Есть немало фактов, подтверждающих предвидение С. Хантингтона о том, что в обозримой перспективе основным источником конфликтов в мире будут не идеология и экономика, а соперничество культурных и религиозных общностей-цивилизаций. Согласно С. Хантингтону, в долгосрочном плане цивилизациям необходимо стремиться к более глубокому пониманию философских и религиозных основ друг друга, мироощущения людей, живущих в их пределах. Возможность сосуществования цивилизаций будет зависеть от выявления и учета существующих между ними элементов общности.
|
|