|
3.4. Особенности России как федеративного государства
Россия, наряду с Югославией (Государство Сербия и Государство Черногория), можно отнести к уникальному «постсоциалистическому типу». Выше мы отмечали асимметричность Российской Федерации в таких показателях, как в размере территории, численности населения, уровне социально-экономического развития. Здесь скажем, нынешний российский федерализм чрезвычайно эклектичен, сочетая многие элементы советского и даже имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и «собственными» наработками, от лозунга «столько берите суверенитета, сколько можете переварить», до т.н. «вертикали власти». В основу государственного устройства положено два различных принципа - этнокультурный и территориальный. Административно-территориальное деление характеризуется усложненностью и разнородностью состава (89 членов- республики, края, области, автономная область, автономные округа, города-субъекты, «матрешка в матрешке», «субъекты в субъекте»), нечетко выраженной иерархической структурой (многоуровневость и многоэтажность - 6) , различиями в политическом и правовом статусе (не со всеми субъектами имеется Договор Центра о разделении прав и предметов ведения между уровнями власти). В силу несамодостаточности, асимметричности региональных единиц, их усложненности и разноуровенности, больших различий в масштабности, уровне и качестве жизни и других показателях встают задачи реформирования, совершенствования, оптимизации административно-территориального и федеративного устройства России.
|
|